Что такое финансовая деятельность? Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, особенности Что понимается под финансовой деятельностью

Работа коммерческого предприятия требует не только внедрения современных технологий и увеличения производительности труда, но также и серьезной аналитической работы в области исследования финансово-хозяйственных результатов активностей фирмы. Посредством каких методов подобное направление деятельности реализуется в современных компаниях?

Определение финансовой деятельности предприятия

Что такое «финансовая деятельность»? Это комплексный термин. Под ним чаще всего понимаются активности, связанные с извлечением коммерческой прибыли, повышением эффективности производственных процессов, отчетные процедуры.

В ряде случаев проводится анализ финансовой деятельности предприятия с целью выявления хозяйственных показателей фирмы в целом, а также для исследования качества работы различных корпоративных институтов: менеджмента, бухгалтерии, отдела продаж и т. д. С точки зрения экономической науки подобные процедуры относятся к категории микроэкономических, то есть отражают положение дел на локальном объекте, и могут никак не соотноситься с макропоказателями.

Зачем проводить анализ финансовых активностей?

Анализ финансовой деятельности предприятия - важнейший инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса. На основе тех или иных показателей могут приниматься ключевые управленческие решения. Посредством процедур, о которых идет речь, может исследоваться эффективность уже внедренных концепций менеджмента, а также осуществляться их необходимая корректировка после получения результатов.

Итоги анализа, о котором идет речь, могут быть задействованы менеджментом, когда составляется план финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Так, получив в распоряжение те или иные цифры, руководство компании может поставить стратегическую цель - достичь таких-то показателей для повышения эффективности бизнес-модели. План финансовой деятельности предприятия также может включать инвестиционные аспекты, предполагающие расстановку акцентов в направлении денежных потоков. Определиться с приоритетами также поможет подробный анализ соответствующих активностей компании.

Результаты исследований эффективности бизнес-модели предприятия могут помочь его владельцам налаживать позитивные отношения с инвесторами, кредиторами, партнерами, а в ряде случаев - и с клиентами. Итоги анализа - важный фактор, определяющий то, каким может быть, как мы отметили выше, план финансово-хозяйственной деятельности компании. Значимость соответствующего типа анализа - высочайшая, особенно в высококонкурентных отраслях бизнеса. Руководители многих крупнейших фирм проводят подобные исследования на регулярной основе.

Методы анализа финансовых активностей

Какие методы могут задействоваться при проведении анализа финансовой деятельности компании? Соответствующего типа исследование предполагает изучение профиля фирмы в нескольких аспектах, и в каждом направлении работы могут использоваться отдельные подходы.

Например, распространен метод, в основе которого - изучение бизнес-планов предприятий на предмет обоснованности и сбалансированности. Также часто задействуется подход, в рамках которого аналитики изучают конкретные показатели эффективности бизнеса на тех или иных участках. Достаточно распространен метод, при котором финансовые результаты деятельности предприятия сравниваются с соразмерными по величине выручки и занимаемого объема рынка конкурентными фирмами.

В большинстве случаев подходы к исследованию бизнеса предполагают системность. Это обусловлено необходимостью создания комплексной характеристики предприятия: в отдельных аспектах оно, возможно, будет уступать конкурентным бизнесам, но в других - намного превосходить их. Системный подход к анализу деятельности компании поможет выявить первостепенные показатели работы компании, на основе которых затем выработается общая оценка эффективности бизнеса.

Источники данных для анализа

Финансовая деятельность предприятия выражается в локальных операциях, большинство из которых фиксируется документально. Соответствующие источники затем используются при анализе активностей фирмы. О каких документах идет речь? Посредством каких источников осуществляется учет финансовой деятельности компании? Их достаточно много.

Прежде всего, это документы, относящиеся к бухгалтерской отчетности. В числе таковых - источники, фиксирующие прибыли и убытки, различные приложения к ним. Это документы, в которых отражаются сведения об изменениях капитала, о движениях финансовых средств.

Главный аспект бухгалтерской отчетности - баланс. Документы, в которых он фиксируется, позволяют в достаточной мере достоверно оценить то, насколько успешна текущая финансовая деятельность предприятия.

Бухгалтерский баланс позволяет оценить такие показатели коммерческих активностей фирмы как актив и пассив, оборотный капитал, чистые активы, коэффициенты устойчивости, платежеспособености, ликвидности (чуть позже мы рассмотрим их сущность более подробно).

Другой важный источник, позволяющий определить то, насколько результативна финансовая деятельность - это отчет о прибылях и убытках. В данном документе фиксируются, соответственно, выручка и издержки фирмы относительно тех или иных направлений деятельности.

Отчет об изменениях капитала - еще один важнейший документ, посредством которого может быть проанализирована финансовая деятельность компании. Данный источник имеет достаточно сложную структуру. Так, в тем есть четыре раздела. В первых трех фиксируются показатели, имеющие отношение к капиталу фирмы в соотнесении с отчетным годом. Данная область отчета содержит сведения о корректировке величины капитала и его компонентов, прибыли, резервов. В четвертом разделе документа фиксируются факторы, которые непосредственным образом повлияли на изменение капитала. Это может быть эмиссия дополнительных акций или корректировка их стоимости, появление иных доходов или расходов фирмы.

Еще один значимый источник, без которого проблематично осуществить полноценный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия - отчет о движении денежных средств. Данный документ включает сведения, касающиеся входящих и исходящих финансовых потоков соотносительно с текущей деятельностью фирмы в направлении инвестирования и иных стратегически значимых активностей.

Бухгалтерский баланс также сопровождается специальным приложением. Оно может содержать полезные с точки зрения корректировки финансовой деятельности факты, которые могут быть получены в ходе анализа. Таким образом, приложение к балансу также можно считать значимым источником при оценке эффективности бизнеса.

Критерии эффективности предприятия

Мы изучили основные источники, по которым могут быть исследованы финансовые результаты деятельности предприятия. Теперь рассмотрим ключевые критерии, по которым оценивается то, насколько эффективен бизнес. В целом они сводятся к тому, чтобы определить, достаточно ли высоки результаты деятельности предприятия соотносительно с издержками. Фирма, условно говоря, будет оцениваться как эффективная, если при небольших инвестициях она сможет производить много. Также те или иные показатели, как мы отметили выше, могут сопоставляться с достижениями конкурирующих компаний.

Основные критерии, которые позволяют определить эффективен ли бизнес, можно представить в виде следующего перечня.

Во-первых, это эффективность использования ресурсов, которые задействуются в производственных процессах. Это могут быть основные фонды, кадры, финансы, сырье. Во-вторых, это качество инвестиционной политики компании (то, насколько быстро окупаются вложения). В-третьих, это эффективность задействования активов фирмы - например, в аспекте оборачиваемости. В-четвертых, это качество использования капитала, которое может оцениваться, исходя из величины прибыли в расчете на одну акцию компании. Рассмотрим теперь отдельные показатели, на основании которых в ходе анализа можно оценить финансовый результат деятельности компании.

В числе важнейших - коэффициенты ликвидности. Изучим их специфику.

Коэффициенты ликвидности

Данные показатели финансовой деятельности фирмы характеризуют то, в какой степени она способна удовлетворять запросы держателей краткосрочных бондов, эмитируемых компанией. В числе коэффициентов, о которых идет речь - те, что соотносятся с абсолютной, срочной и текущей ликвидностью. В отношении каждого из них задействуется отдельная формула расчета.

Коэффициент, соотносимый с абсолютной ликвидностью - это индикатор, позволяющий определить долю краткосрочных бондов, которые могут быть покрыты денежными средствами предприятия, а также акций и депозитов. Главный критерий - они должны обладать абсолютной ликвидностью.

Коэффициент, соотносимый со средней ликвидностью, показывает, какова пропорция между денежными средствами (а также таких активов, как дебиторская задолженность и краткосрочные инвестиции) и долговыми обязательствами. Если анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия фиксирует рассматриваемый показатель в величине более 1, то это можно считать отличным результатом, 0,7-0,8 - приемлемым.

Коэффициент, соотносимый с текущей ликвидностью, рассчитывается посредством деления оборотных активов на краткосрочные бонды. Является индикатором того, достаточно ли у фирмы средств на погашение соответствующих обязательств. Интересный факт: если оборотных активов намного больше, чем бондов, то финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть оценена как недостаточно эффективная в силу нерационального распределения активов.

Чистый оборотный капитал

Другой важный показатель деятельности фирмы - чистый оборотный капитал. Исчисляется, как правило, в национальной валюте страны, в которой работает предприятие. Исчисляется как разность между активами фирмы и краткосрочными долговыми обязательствами. Если капитала недостаточно, то это означает, что компания не сможет своевременно погашать кредиты и бонды. Но если соответствующий показатель превышает значение, отражающее величину обязательств, то, как и в случае с коэффициентом текущей ликвидности, это может говорить о том, что ресурсы фирмы могут задействоваться нерационально. На практике это может быть чрезмерно объемный выпуск акций или слишком высокая кредитная активность.

Коэффициенты устойчивости

Анализ, в ходе которого оценивается финансово-хозяйственная деятельность предприятия, может предполагать исследование показателей, соотносимых со структурой денежного капитала, которые могут дать достаточно четкое представление об устойчивости фирмы. Подобные критерии являются индикаторами того, как соотносятся собственные средства компании и заемные финансы, а также показывают, насколько зависим бизнес от внешних кредиторов.

В числе показателей, о которых идет речь - коэффициент, соотносимый с финансовой независимостью. Чем он ниже, тем больше долгов у компании, и тем выше вероятность, что она не справится с обязательствами. Однако, слишком низкое значение коэффициента может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает дефицит финансовых средств.

Другой показатель в рамках рассматриваемой категории - отношение общего объема обязательств к активам фирмы. Является индикатором того, каков размер активов фирмы, финансируемых за счет привлечения кредитов. Оптимальное значение данного параметра - 0,2-0,5.

Важны также показатели, отражающие то, как соотносятся активы компании и ее долгосрочные обязательства, какова пропорция долгов и собственного капитала компании, а также «длинные займы» и внеоборотные активы. Если исследователь, который проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, изучит указанные параметры, то в его распоряжении будет больше сведений, отражающих то, насколько зависима компания от долговых обязательств.

Коэффициенты рентабельности

Другая группа важных с точки зрения оценки бизнеса коэффициентов соотносится с рентабельностью фирмы. Какие показатели в рамках данной категории можно считать важнейшими?

Прежде всего, это коэффициент, соотносимый с уровнем рентабельности продаж. Он показывает, какова величина чистой прибыли в общем объеме продаж фирмы. Другой важный коэффициент - тот, который соотносится с рентабельностью собственного капитала организации. Данный параметр показывает, сколько зарабатывают инвесторы на единицу вложенной валюты. Важный показатель - коэффициент, соотносимый с оборотными активами. Он показывает, каковы возможности фирмы в аспекте получения выручки относительно задействуемых оборотных средств. Чем данный коэффициент выше, тем эффективнее бизнес. Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы может предполагать задействование еще одного важного параметра - коэффициента, соотносимого с внеоборотными активами. Он показывает, достаточно ли фирма получает прибыли относительно основных средств. Чем данный параметр выше, тем эффективнее бизнес. Еще один важный коэффициент в рамках рассматриваемой категории соотносится с рентабельностью инвестиций. Он показывает, сколько единиц валюты фирма вложила в производство для того, чтобы получить одну единицу прибыли.

Коэффициенты деловой активности

Анализ финансовой деятельности компании может также предполагать выявление коэффициентов, соотносимых с деловой активностью фирмы. Таковых показателей несколько, и все они позволяют понять, в какой степени эффективно осуществляется использование компанией своих денежных средств. Рассмотрим сущность основных индикаторов.

В числе самых значимых - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью рабочего капитала. Он показывает то, в какой степени эффективно осуществляется инвестирование в оборотный капитал, а также то, каким образом это влияет на динамику продаж. Чем выше данный коэффициент, тем более эффективной считается бизнес-модель предприятия.

Другой важный параметр связан с оборачиваемостью основных средств. Данный показатель характеризует то, в какой степени эффективно предприятие задействует основные фонды. Чем рассматриваемый коэффициент выше, тем лучше бизнес-модель фирмы.

Еще один значимый параметр, позволяющий понять, насколько успешно предприятие ведет свою финансовую деятельность - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью активов. Он показывает, насколько эффективно осуществляется использование фирмой всех ее ресурсов.

Коэффициент, отражающий оборачиваемость запасов, также рассматривается как значимый индикатор успешности финансовой деятельности предприятия. Он показывает, с какой скоростью фирма реализует запасы. Чем данный коэффициент выше, тем меньший объем денежных средств фирмы размещен в подобного типа активах, которые характеризуются низкой ликвидностью.

Еще один значимый параметр - это коэффициент, соотносимый с дебиторской задолженностью. Он показывает, какова длительность периода, в котором компания взыскивает средства, которые ей должны внешние субъекты. Если данный показатель слишком высокий, то это свидетельствует о сложностях, которые испытывает компания при работе с контрагентами или заемщиками.

Целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то есть получение положительного финансового результата деятельности предприятия. При этом расчет должен производиться не только для внутреннего учета и анализа, но и для соблюдения требований законодательства, так как является обязательным и входит в состав отчетности.

Анализ финансового результата

Показатель финансовых результатов свидетельствует об эффективности деятельности предприятия, рентабельности, на основании этих данных собственники и руководство предприятия определяют перспективы и тенденции развития.

При этом в зависимости от задач финансовый результат может определяться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам деятельности или по видам выпускаемой продукции, или по структурным подразделениям. Внутренний учет деятельности предприятия не регламентируется, и собственники самостоятельно решают, каким образом аккумулировать данные о доходах и расходах, что учитывать при определении финансового результата и за какой период.

При этом анализ деятельности может проводиться на основании статистических данных по отрасли, сопоставления с аналогичными компаниями. Но в первую очередь проводится сравнение данных о доходах и расходах за аналогичный предыдущий период. При этом оцениваются данные доходов и расходов, анализируются причины роста и спада, может оцениваться эффективность работы персонала, использования оборудования. С учетом внешних и внутренних факторов, например, ситуации на рынке, необходимости долгосрочных вложений, делается прогноз дальнейшего развития, может быть скорректирована деятельность компании вплоть до прекращения нерентабельных видов деятельности.

Отчет о финансовых результатах

Законодательство обязывает организацию вести учет финансовых результатов и отражать данные в Отчете о финансовых результатах , утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Отчет о финансовых результатах входит в состав годовой бухгалтерской отчетности.

В состав Отчета входят показатели:

  • выручки,
  • себестоимости,
  • валовой прибыли, которая определяется как разница между выручкой и себестоимостью,
  • коммерческих расходов,
  • управленческих расходов,
  • прибыли или убытка от продаж,
  • доходов от участия в других организациях,
  • процентов к получению,
  • процентов к уплате,
  • прочих доходов и расходов.

По результатам этих показателей выводится прибыль до налогообложения и с учетом налога на прибыль и налоговых обязательств определяется чистая прибыль предприятия.

Первые и самые показательные данные — выручка и себестоимость, то есть доходы и расходы по обычным видам деятельности, которые формируются по правилам ПБУ 9/99 и 10/99 . Например, если организация занимается сдачей имущества в аренду, то будут указаны суммы полученной арендной платы, если же организация занимается торговлей, но заключила разовый краткосрочный договор аренды, то арендная плата не будет учитываться в составе этого показателя, а будет учитываться в составе прочих доходов

И также учитываются расходы, которые произведены для обычного вида деятельности. Например, это затраты, которые необходимы для содержания имущества, сдаваемого в аренду, где учитываются и заработная плата персонала, и расходы на текущий ремонт имущества, и иные затраты.

Отчет о финансовых результатах сдается в налоговый орган и в орган статистики. Но кроме того, эту форму часто запрашивают банки при выдаче кредита, контрагенты при заключении договоров, также они могут запрашивать расшифровку отдельных показателей. На основании этих данных проводится первичный анализ платежеспособности, от этого может зависеть не только ставка по кредиту или условие об отсрочке платежа, но и возможность заключить договор с контрагентом, в котором заинтересована организация.

Финансы и финансовая деятельность тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что сами финансы не могут образовываться без финансовой деятельности, а финансовая деятельность в первую очередь направлена на формирование денежных фондов. Финансовая деятельность государства - это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на каждом этапе его развития. Финансовая деятельность как особый вид государственной деятельности, прежде всего, направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства.

Финансовая деятельность - это обязательно плановая деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств для пополнения доходов с одновременной корректировкой расходов может дать положительный результат только при четком планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конечной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежному фонду.

Все денежные фонды в государстве делятся на централизованные и децентрализованные. К централизованным денежным фондам относятся фонды денежных средств, формирующиеся в бюджетной системе государства. Они создаются на определенной территории (например, республики, области, района и т.д.) и используются на нужды данной территории. Основными централизованными фондами являются: бюджет государства, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Децентрализованные фонды — это денежные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются за счет собственных ресурсов, заемных средств и используются на производственные и иные цели.

Формирование децентрализованных фондов осуществляется только после уплаты налогов и других обязательных платежей. Централизованные и децентрализованные фонды, несмотря на то, что создаются отдельно друг от друга, тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что централизованные фонды получают из децентрализованных денежные средства, а в определенных случаях осуществляют и обратный процесс финансирования отдельных предприятий. В то же время приоритет централизованных фондов вызван тем, что государство регламентирует условия их формирования и осуществляет контроль создания, распределения и использования этих фондов.

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности:

1) финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, в пределах имеющихся у них полномочий;


2) финансовая деятельность носит межотраслевой характер, т.е. охватывает все сферы экономики . Так, осуществление финансовой деятельности в какой-либо одной отрасли экономики практически невозможно, поскольку она тесно связана с другими отраслями (например, финансируя сельское хозяйство, государство вынуждено направлять денежные средства и на развитие машиностроения, химической промышленности и др.);

3) финансовая деятельность является предметом ведения, как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предметом ведения Российской Федерации являются установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия. В предмет ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления входят принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных внебюджетных фондов и др. В то же время финансовая деятельность в определенных направлениях является предметом совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности в сфере финансирования определенных видов расходов.

Финансовая деятельность государства напрямую зависит от целого ряда факторов. К таким факторам следует отнести:

1) задачи государства на определенном этапе. Государство может ставить на конкретный период задачи по развитию и совершенствованию различных сфер деятельности (тяжелой индустрии, науки, образования и т.п.) и в соответствии с ними осуществлять финансовую деятельность;

2) состояние экономики, которое позволяет осуществить финансовую деятельность в той или иной степени и успешно решить поставленные задачи. Одновременно и финансовая деятельность может ускорять или сдерживать экономическое развитие;

3) объем финансовых ресурсов. Государство основывает свою финансовую деятельность на реальных возможностях и реальных ресурсах, находящихся в его распоряжении, а также на привлеченных средствах;

4) уровень собираемости налогов. Так как налоги формируют значительную часть доходов бюджета, государство в своей финансовой деятельности исходит из объемов налоговых поступлений.

В то же время снижение уровня налоговых поступлений за счет предоставления льгот или кредитов (в первую очередь для расширения производства, его реконструкции, технического перевооружения) также влияет на масштабы финансовой деятельности;

5) внешнеэкономический фактор. В значительной степени его влияние сказывается на внешнеэкономической деятельности, однако и внутри государства этот фактор может повлиять на экономические процессы и финансовую деятельность. Так, в Российской Федерации такой внешнеэкономический фактор, как цена на нефть на мировом рынке, имеет исключительное значение для формирования доходов бюджета.

Существуют и другие факторы, влияющие на финансовую деятельность государства.

Понятие, общая характеристика, задачи, принципы, конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

В материальном смысле слова Финансы – это фонды денежных средств (не деньги!) Фонды – это системы отношений, которые формируют некий объем денежных средств. Это юридическая конструкция в рамках которой ден. средства собираются, используются и распределяются.

Главная функция Финансов – перераспределение.

Фин. деятельность – это регламентируемая нормами права деятельность по созданию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, осуществляемая государством или уполномоченными законом лицами в целях её бесперебойного функционирования и развития. Вся финансовая деятельность подпадает под правовую регламентацию. Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления имеет публичный характер, общую направленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально-экономического развития, поддержание обороноспособности и безопасности страны. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является важной и необходимой составной частью механизма социального управления. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание усл-ий, обеспеч. достойную жизнь и свободное развитие человека. Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Цель также: финанс. обеспечение бесперебойного функционирования и развития гос-ва и общества. Задачи фин. деятельности: аккумулирование и распределение фондов ден. средств в соответствии с целями гос-ва, стимулированиесоциально-экономического развития, контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, использование финансовых ресурсов для деятельности государственных органов. Особенности: в отличие от др. сфер деят-ти гос.: она имеет межотраслевой характер, осуществление гос. финанс. функций протекает в виде деятельности как представит, так и исполнит органов власти, сфера финанс. деятельности относится к ведению как фед. органов, так и субъектов РФ, а также ОМС. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и субъектов. Принципы : федерализма , плановости , приоритет законодательной власти над исполнительной , принцип приоритета публичных интересов (использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества), единство финансовой политики и денежной системы (является необходимым условием гарантированного К РФ единства экономическо­го пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8)), самостоятельность финансовой деятельности ОМС (К РФ (ст. 12, 130-133), принцип гласности (основы его установлены нормами К РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность), законность (выраж. в том, что весь процесс созд, распредел и использ ден. средств детально регламентирован нормами фин. права. Их соблюден обеспечивается возможностью применения мер гос. принуждения). Функции финансовой деятельности :



а) образование государственных и муниципальных денежных фондов;

б) распределение государственных финансовых ресурсов;;

в) использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

г) государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

д) эмиссия денежных знаков.

Конст. основы фин. деятельности : В РФ гарант-ся единство экономического пространства, своб-е перемещение товаров, услуг и фин. ср-в, поддержка конкуренции, свобода экон. дея-ти (ст.8), разграничение компетенции РФ и субъектов в области фин-го, валютного, кредитного регулирования (ст. 71), право гр-н РФ участвовать в упр-нии делами гос-ва как непоср-но, так и через своих предст-лей (ст.32, в вед-и РФ нах-ся: устан-е основ фед. финансовой политики, финансовое, вал-е и кредитное регулирование, (ст. 71). К совм ведению отнесено уст-е общ. принципов налогообл-я и сборов в РФ (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой ГВ (ст. 73,76), самостоятельность финансовой деятельности ОМС (К РФ (ст. 12, 130-133).

Осуществление, государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми . Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности. Финансово правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений (например: принятие фед. бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления). Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим: по юридическим свойствам нормативные (регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правовые нормы) и индивидуальные (общие правила, уст. в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, которые предусматривают один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений). Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные , по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные (акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона). Выделяют Финансово-плановые акты - это акты, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период. Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости. К ним относятся: федеральный бюд­жет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; и др. Методы : Все способы осуществления финансовой деятельности на общие и специальные . Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности (командно-волевой (импе­ративный), рекомендательный, согласовательный способы). Командно-волевой (императивный) - государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, действуют по принципу «команда - исполнение». Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения.

Способ согласования - используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа. Специальные методы финансовой деятельности «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности. Метод обязательных платежей (проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды), Метод добровольных платежей (проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства), Метод финансовых изъятий (проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия), Штрафной метод (установлении и применении штрафов, пеней и других санкций), Метод финансирования (безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств), метод публичного кредитования (выделение гос. и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности), Метод процентных отчислений от регулирующих доходов (выделение субъектам РФ и МО соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей), Метод субвенций (выделение сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели), Метод дотаций (выделение субъектам РФ и МО финансовых ресурсов без целевого назначения).

» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

  • экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансовая система РФ, ее состав

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

  • с входящими в нее и ;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • , объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

  • Российской Федерации;
  • Российской Федерации;
  • Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

    Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

    По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

    По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

    • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
    • подзаконные.

    Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

    К финансово-плановым актам относятся:
    • основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
    • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
    • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
    • финансовые планы страховых организаций;
    • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
    • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
    • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.