Проблема глобализации философские поиски римского клуба. Роль римского клуба в исследовании глобальных проблем

Проблем

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными могут быть названы следующие проблемы:

♦ надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками;

♦ демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

♦ экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами;

♦ военная опасность.

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60–70-е гг. XX в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени. В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов – численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо придет к глобальной экологической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчет на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.

Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, таких как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический. Модели становились все более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования усложнились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов – пять развитых и пять развивающихся – и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка вооружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положения. Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» – уровень жизни развитых стран оказался недостижим для развивающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов. (Прочитайте: Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.)

Какие же факты приводились в докладах Римскому клубу и какие делались выводы? Почему они произвели такое впечатление?

Рассмотрим подробнее каждую из глобальных проблем.

Экологическая проблема . Западная цивилизация реализовала тот путь научно-технического развития, по которому устремилось подавляющее большинство современных народов и стран. Но техническая цивилизация, основанная на промышленном производстве, приводит к хищническому использованию и истощению всех природных возможностей планеты. Пока большая доля затрат падает на развитые богатые страны, но с учетом стремления всех государств к повышению жизненного уровня своего населения эти затраты будут все более и более увеличиваться. Их непомерный рост ограничен ресурсами планеты. Так, специалисты посчитали, что в США потребление энергии в 6 раз превосходит мировой уровень и в 30 раз – уровень развивающихся стран. Если бы развивающиеся страны сумели добиться роста потребления минеральных ресурсов до уровня Соединенных Штатов, то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа – через 5 лет, угля – через 18 лет. При современных темпах развития техники производство энергии на Земле через 240 лет превысит количество солнечной энергии, падающей на нашу планету, через 800 лет – всю энергию, выделяемую Солнцем, а через 1300 лет – полное излучение всей нашей галактики. Такого, конечно же, не может случиться, поскольку это запрещает природа. Следовательно, существующие темпы экономического роста должны сократиться, человечество должно развиваться по иному, альтернативному пути. За последнее столетие промышленное производство увеличилось более, чем в 50 раз, и 4 / 5 этого роста приходится на период с 1950 г. Идет широкомасштабная урбанизация, в настоящее время половина населения живет в городах.

Более трети лесов, покрывавших Землю, уже уничтожены. «Облысение» планеты – одна из главных причин нарушения экологического равновесия. Деревья дают не только необходимую энергию для приготовления пищи и отопления, но и поглощают двуокись углерода, 200 млрд. т которого мы ежегодно выбрасываем в атмосферу. Остановить уничтожение лесов отнюдь не просто. Вырубка лесов напрямую связана с энергетическими потребностями растущего населения Земли (более 2 млрд. людей все еще используют дрова для отопления и приготовления пищи). Если существующие ныне тенденции сохранятся, то живущие в бедности доведут до истощения мировые запасы древесины, а более состоятельное население модернизированных стран израсходует первичные запасы нефти к середине нынешнего столетия. Настоятельной необходимостью является смещение акцента на возобновляемые или избыточные источники энергии. Ухудшение состояния окружающей среды усугубляет положение бедной части народонаселения мира, начинаются массовые миграции. Больше всего страдают от нищеты женщины и дети.

Среди проявлений надвигающейся экологической катастрофы исследователи называют также дефицит пресной воды, риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почвы и опустынивание, закисление природных сред, их химическое загрязнение искусственными неперерабатываемыми веществами. Существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные и транспорт. Парниковый эффект приводит к повышению температуры в атмосфере и к повышению уровня Мирового океана, а более 2 млрд. людей живут не далее 60 км от побережья. За последние полвека было разрушено 11% плодородной поверхности Земли, что больше, чем общая площадь Индии и Китая. Катастрофически сокращается богатство биосферы: к 2010 г. необратимые потери могут достичь "/ 3 всех биологических видов.

До сих пор все усилия по охране окружающей среды предпринимаются в рамках общепринятой парадигмы о неправильном ведении хозяйства и возможности технологического решения возникающих проблем. Часто исходят из предположения, будто деформация окружающей среды есть некий постепенный процесс, в то время как могут наблюдаться обвальные процессы разрушения. В последние десятилетия на экологизацию производства были затрачены огромные средства, но глобальные изменения продолжаются, и темпы их нарастают. Только американские автомобили (не включая промышленность) сжигают ровно столько кислорода, сколько его образуется на территории США.

Для улучшения состояния среды требуются гигантские суммы. Например, чтобы в США, которые гораздо больше других поставляют в атмосферу углекислого газа, сократить его выбросы на 50 %, заместив угольные станции на атомные, потребуется 50 млрд. долларов.

Никакого другого источника, кроме биосферы и ее ресурсов, для поддержания жизни не существует. Сейчас человек взял на себя лишь функции синтеза, занимаясь производством, а функции разложения предоставил природе, надеясь на ее возможности. Но значительная часть производимых веществ не поддается разложению, к тому же буферные возможности биосферы исчерпываются. На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами, но в XX в. появились опасные техногенные катастрофы. Избавившись от угрозы быть съеденным волком, человек может попасть под колеса автомобиля. По подсчетам специалистов, в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.

Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточно основательным для выделения группы философско-методологических проблем экологического прогнозирования.

Демографическая проблема. С возникновением глобальной демографической проблемы вспомнили имя Мальтуса, который еще 200 лет назад заявил, что возможности Земли растут в арифметической прогрессии, а численность человечества – в геометрической, поэтому войны необходимы и спасительны. Темпы роста мирового населения таковы, что оно может удваиваться каждые 35 лет. Если предположить, что такие темпы сохранятся и в будущем, то уже к 2400 г. человечество плечом к плечу заполнит всю поверхность суши.

Число людей на Земле составляло около 800 млн. человек к середине XVIII в.Затем наступил период все большего ускорения прироста населения. Примерно в 1820 г. численность населения достигла 1 млрд., в 1927 г. это число удвоилось. Третий миллиард был зафиксирован в 1959 г., четвертый – уже через 15 лет. В 1987 г. население достигло 5 млрд., а XXI в. встретили более 6 млрд. человек. Сейчас на планете проживает более 6,5 млрд. человек. Самые сложные с демографической точки зрения страны – это Китай, где уже сейчас 1,3 млрд. населения, и Индия, в которой будет около 1,5 млрд. населения к 2050 г. Ежедневный прирост населения сейчас превышает 240 тыс. человек, годовой прирост – 100 млн.

Рост народонаселения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире – одно из важнейших условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию. Современная численность людей, по всей вероятности, удвоится и стабилизируется на уровне 12–15 млрд. человек к концу XXI в. Хотя темпы роста населения в мире понемногу снижаются, абсолютные величины прироста быстро увеличиваются. Каждые сутки в мире становится на четверть миллиона людей больше. Существенная особенность современной демографической картины мира состоит в том, что 90 % прироста населения приходится на развивающиеся страны, доля которых в общей численности мира превосходит 80 %. Основная масса населения мира живет и еще в большей степени будет концентрироваться в трех регионах: на юге и юго-востоке Азии (население Индии и Китая составляет 2 / 5 населения мира), в Латинской Америке и в Африке. Существует прямая связь между демографическим взрывом и нищетой, она очевидна в глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка – континент, который находится в самом тяжелом кризисе, имеет наибольшие темпы прироста, и в отличие от других континентов они там не снижаются. При среднегодовых темпах прироста населения на 3 % производство продовольствия там увеличивается лишь на 2 % в год.

Демографический рост был вызван тем, что в бывших колониальных и зависимых странах в послевоенный период проводились элементарные мероприятия гигиены и здравоохранения, такие как вакцинация населения, борьба с эпидемиями, болезнями и голодом. В результате резко сократилась смертность населения при сохранении высокой рождаемости. Особую опасность представляет разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами роста промышленности. Нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь больше детей, поскольку дети – важная часть семейной рабочей силы. Они выполняют значительную часть домашней работы и являются единственной надеждой родителей, лишенных социального обеспечения, на поддержку в старости.

В действительности опасность номер один для нашей планеты – это нищета, в которой пребывает абсолютное большинство населения. Демографический взрыв в большой мере является следствием нищеты. Мнение, что быстрорастущее население развивающихся стран и есть главная причина возрастающих глобальных сырьевых и экологических дефицитов, неверно. В среднем житель промышленно развитых стран потребляет в 15–20 раз больше продовольствия, топливных, минерально-сырьевых и других ресурсов, чем житель развивающихся стран, и примерно во столько же раз сильнее истощает природные ресурсы и загрязняет природную среду. Две трети населения земного шара вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляющим примерно 5–10 % от уровня в наиболее развитых странах. Швед, швейцарец, американец потребляют в 40 раз больше ресурсов Земли, чем сомалиец, едят в 75 раз больше мясных продуктов, чем индиец. Один английский журналист высчитал, что английская кошка съедает в два раза больше мясного белка, чем средний африканец, и стоимость еды этой кошки больше среднего дохода 1 млрд. людей в бедных странах. Более справедливое распределение земных ресурсов могло бы выразиться в том, чтобы обеспеченная часть населения планеты отказалась бы от излишнего потребления.

Существуют ли средства решения демографической проблемы? Последние десятилетия Китай проводит жесткую программу ограничения рождаемости: за годы реформы в Китае не родилось 200 млн. детей. Не следует забывать, что подобную программу Китай может осуществить лишь как страна с командно-административной системой управления. Самые высокие темпы роста населения сейчас в Индии, а китайские меры там абсолютно неприменимы. Любопытно, что социологи говорят о существовании лишь одного фактора, который неизбежно приводит к ограничению рождаемости: им является образование женщин. Именно в тех странах, где имеется чрезмерно высокий прирост населения, социальный статус женщин очень низок. Повышение этого социального статуса, в том числе и через образование, потребовало бы изменения цивилизационных основ целого ряда культур. Процесс неудержимого прироста населения Земли неравномерен, в нашей стране на фоне происходящих социальных катаклизмов смертность на 1 млн. человек в год превышает рождаемость. В развитых странах приросты минимальны.

Экономическое неравенство. Встречая «миллениум», философы, экономисты и социологи стали вспоминать прогнозы, делавшиеся в середине XX в. и сравнивать их с реальностью. После Второй мировой войны, после распада колониальной системы существовало представление о том, что различие в экономическом развитии между бывшими метрополиями и бывшими колониями постепенно будет сокращаться. Действительно, бедные страны стали богаче, чем раньше, но экономически развитые страны за последние полвека «улетели» так далеко вперед, что догнать их теперь не представляется возможным. Из 6,5 млрд. населения земного шара один является «золотым миллиардом» с высоким уровнем и качеством жизни, резко отличаясь своим образом жизни от остальных 5,5 млрд.

Существует небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, новейшей информационно-компьютерной технологией, с высоким уровнем благосостояния, и основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии, с массовой безработицей, ростом народонаселения, нестабильностью внутренней жизни. Экономика развитых стран взаимно интегрирована. Возник не просто мировой рынок, а транснациональное хозяйство. 50 основных финансовых групп и 40 тыс. транснациональных компаний контролируют около трети всех частных производителей.

За год население увеличивается на 100 млн. Из этого общего числа новорожденных более 90 млн. приходится на нищие развивающиеся страны, и менее 10 млн. – на процветающие страны. К 2020 г. 83 % населения будут жить в развивающихся странах, и только 17 % – в других. Население Африки может утроиться за 45 лет с 1980 по 2025 г. и возрастет с 500 млн. до 1,5 млрд. Уже сейчас боле 300 млн. африканцев страдают от хронического недоедания и 60 млн. живут на грани голода. Никто не знает, сколько именно африканцев умирает от СПИДа. Индия дает миру треть всех неграмотных, а США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны. Отмечается феноменальный рост экономики Китая, доля которого в ВВП составляет 10,2 %, в то же время доля России в мировом ВВП сократилась с 7,3 до 2,7 %. Темпы роста ВВП на душу населения в Китае были рекордными (более чем в 10 раз). Разрыв между уровнем ВВП на душу населения в странах с их минимальными и максимальными значениями составляет 108 раз.

Разрыв в экономическом развитии тесно связан с демографическим ростом, но объясняется не только им. Встает вопрос о том, в какой мере большая часть населения земного шара способна успешно реализовать западный технический путь развития и могут ли западные ценности рассматриваться как общечеловеческие. Очевидно, что без реальной помощи западных стран преодолеть разрыв не удастся. Существование и дальнейшее усугубление этого разрыва опасно и для самого «золотого миллиарда», что уже давно понято ведущими социологами и недавно, после событий 11 сентября 2001 г. в США, осознано всеми. Еще в 1999 г., анализируя статистические данные об экономическом неравенстве на основе доклада ООН о человеческом развитии за 1998 г., 3. Бжезинский привел цифры, говорящие сами за себя: «Три самых богатых человека в мире имеют совокупное личное состояние, превышающее ВВП 48 наименее развитых стран вместе взятых. Американцы тратят на косметику 8 млрд. долл. в год. По оценкам ООН, 6 млрд. долл. в год хватило бы для того, чтобы дать всем детям мира начальное образование. Европейцы съедают мороженого на 11 млрд. долл. в год, в то время как 9 млрд. долл., предоставленных ООН, вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить чистой водой и надежной канализацией всех нуждающихся. Американцы и европейцы расходуют 17 млрд. долл. на корм для домашних животных; если увеличить гуманитарную помощь до 13 млрд. долл., то можно было бы обеспечить элементарной медицинской помощью и накормить всех желающих по всему миру. 225 самых богатых людей планеты имеют совокупное состояние более, чем в 1 трлн. долл., а 60% из 5 млрд. жителей развивающихся стран лишены канализации, 30% – чистой воды и 20% – медицинского обслуживания». После событий 11 сентября 2001 г. приводилось и такое сравнение: завтрак в WTC (Всемирном торговом центре) в Нью-Йорке обходился примерно в 20 долл., что составляет среднегодовой доход афганского крестьянина.

Военная опасность. Человечество оказалось в XX в. в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. «Ядерной зимой» назвали физики и экологи последствия применения ядерного оружия. Военная угроза по-прежнему является самой опасной из глобальных проблем. Хотя в последнее время снизилось чувство страха и ощущение обреченности, но для благодушия нет оснований. Проводятся ядерные испытания, расширяется количество стран, владеющих ядерным оружием, идет его миниатюризация. Опробуются принципиально новые виды оружия. Ежегодно правительства разных стран мира тратят около 1000 млрд. долларов на вооружения и другие военные цели и лишь ничтожную долю этой суммы – на нужды здравоохранения, образования и социальной сферы. Использование оружия массового уничтожения может быть спровоцировано нарастающим экономическим неравенством. Перенаселенность планеты и нищета подавляющего большинства ее жителей способны привести к обострению политических конфликтов и спровоцировать применение оружия массового уничтожения, что, в свою очередь, приведет, как уже говорилось, к глобальной экологической катастрофе.

Трудности, с которыми столкнулось в настоящее время человечество, не могут быть легко и просто преодолены технологическими средствами. Ситуация остается одной и той же, чего бы мы ни коснулись, будь то рост народонаселения, урбанизация, уничтожение лесов, нехватка продуктов, загрязнение окружающей среды. Человечеству следует не только искать новые пути и способы, которые бы привели природу в согласие с нами, но и искать пути изменения наших стимулов и ценностей. Проблема пределов человеческого роста и человеческого развития, по мнению А. Печчеи, является по сути своей проблемой главным образом культурной, поскольку возникает колоссальный разрыв между материальными возможностями человека и его культурой. Имеется множество альтернатив, новых образов жизни, производства и потребления.

Некоторые исследователи считают, что грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической. Основные условия спасения и перехода к новой альтернативной цивилизации предполагают восстановление топливно-энергетического и минерально-сырьевого баланса, глобального демографического баланса, восстановление экологического равновесия на планете, всеобщего и полного разоружения и гуманности как системы ценностей. Альтернативная цивилизация – это цивилизация низкоэнергетическая, высокоустойчивая, экологически чистая, полностью демилитаризованная и подлинно человеческая.

В Интернете помещены интереснейшие данные о «глобальной деревне»:

«Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни:

♦ 57 азиатов;

♦ 21 европеец;

♦ 14 американцев (северных и южных);

♦ 8 африканцев;

♦ 52 будут женщинами;

♦ 48 мужчинами;

♦ 70 не белыми;

♦ 30 белыми;

♦ 89 гетересексуальными;

♦ 11 гомосексуальными;

♦ 6 человек будут владеть 59 % всего мирового богатства и все будут из США;

♦ у 80 не будет достаточных жилищных условий;

♦ 70 будут неграмотными;

♦ 50 будут недоедать;

♦ 1 умрет;

♦ 2 родятся;

♦ у 1 (только у одного) будет компьютер;

♦ 1 (только один) будет иметь высшее образование.

Если сегодня с утра вы проснулись здоровым, то вы счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели.

Если вы никогда не переживали войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод, вы счастливее, чем 500 млн. человек в этом мире.

Если вы можете пойти в церковь без страха и угрозы заключения или смерти, вы счастливее, чем 3 млрд. человек в этом мире.

Если в вашем холодильнике есть еда, вы одеты, у вас есть крыша над головой и постель, вы богаче, чем 75 % людей в этом мире.

Если у вас есть счет в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, вы принадлежите к 8 % обеспеченных людей в этом мире».

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какие именно исследования проводились Римским клубом?

2. Как связаны между собой глобальные проблемы?

3. Каковы возможные выходы из кризиса?


Цели и задачи Римского клуба

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Отмеченные факты теории глобальных проблем – исчерпаемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения человечества – легли в основу метода изучения глобальных проблем, получившего название глобального моделирования. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Римский клуб был создан в 1968 г. С тех пор при моральной и материальной поддержке этой организации была проведена целая серия исследований глобальной проблематики. Многие из них получили широкую известность и нашли отклик в кругах мировой общественности, в руководстве стран Запада.

Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Теоретическая деятельность Римского клуба неоднозначна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни – все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Метод глобального моделирования состоит в теоретической имитации динамики глобальных процессов с помощью математических моделей и компьютерной техники. Очевидно, что возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Именно на стремлении спрогнозировать характер отдаленных последствий тех процессов, которые сегодня хорошо известны, был построен первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 г. Он получил название «Пределы роста». Авторский коллектив, во главе которого стоял Д. Медоуз, поставил задачу выявить пределы роста мировой цивилизации, обусловленные конечностью размеров планеты и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузки антропогенного характера. За основу были взяты пять параметров: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объем капиталовложений, рост народонаселения, обеспеченность его продовольствием. Динамика изменения данных параметров с учетом их взаимного влияния была распространена на будущее. Исследование привело к выводу, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти III тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Авторы доклада сделали вывод, что необходимо ограничить развитие производства, а также значительно замедлить рост численности населения планеты. Доклад привлек к себе огромное внимание, поскольку показал, какие угрозы поджидают человечество в случае сохранения имеющихся тенденций.

Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом – представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908–1984 гг.). В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария – убедительное доказательство этому.

А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с его возвышения над средой в принцип гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно обоснована А. Печчеи на основе анализа внешних и внутренних пределов роста человеческой экспансии на природу. Внешними пределами этой экспансии являются физические – невозобновляемые природные ресурсы геологические запасы минерального сырья воздух, вода, экологические – отбросы, отрава, мусор, биологические – нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов. Внутренними пределами экспансии выступают различного рода ограничения (стрессы, напряжения, шоковая терапия). свойственные психическим и умственным способностям человека. Однако, с точки зрения А. Печчеи, проблема пределов человеческому росту и человеческому развитию является по сути проблемой, главным образом, культурной.

Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии, – пишет А. Печчеи, – и приобретая уже возможность оказывать решающее воздействие на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает еще тех пределов, в которых эта его активная деятельность может представлять опасность для собственных биофизических способностей и способна нанести непоправимый урон всей планете в целом. Это представляет грубейший просчет в его культурной эволюции. Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный (но отнюдь не нулевой, как думали некоторые его комментаторы) рост промышленного развития стран, особенно тех, которые значительно опередили в этом движении остальные, необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию.

С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.

Решение глобальных проблем

Разработкой динамической модели мира Римский клуб определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков Римского клуба экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные будут следовать их примеру. Такой действенный пример, а не одни лишь слова-призывы, по мнению Римской) клуба, большей мере будет способствовать эластичному способу решения глобальных проблем мировым сообществом. В арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаемых ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества – наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта цивилизация – реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Решая вопрос о гармонизации отношения общества с природой, люди должны осознать, что человек, как и все живое на Земле, неотделим от ее биосферы. Биосфера – необходимые естественные провесы существования человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и воспроизводство самой природной среды, сознательное управление естественными процессами и природными комплексами. Должны быть максимально исключены любые нарушения основных процессов в экосистеме. С этой целью уже сейчас предлагается создавать замкнутые производственные циклы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях с тем, чтобы можно было использовать отходы человеческих агломераций в качестве вторичного сырья производства материальных жизненных средств. Такие производственные комплексы позволят контролировать и регулировать процесс воссоздания условий существования и развития живой природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена веществ общества с окружающей природой во всех сферах жизнедеятельности.

Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение (партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком социального протеста против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами:

– от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов;

– темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;

– люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования.



С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного

прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах

человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

1. Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

2. Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

3. Демографические проблемы (популяционистские и

депопуляционистские).

4. Проблемы человеческой духовности (образования,

здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей

как внутренних ориентиров человека).

5. Проблема преодоления отрицательных последствий НТР,

компьютерной революции, информационного взрыва.

6. Проблема преодоления человеческой разобщенности,

вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и

Эти и другие проблемы – глобальные, так как, во-первых, по сути своей,

они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их

нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза

идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной

стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения

усилий всего человечества.

Несмотря на разительные контрасты в области материальной и духовной культуры,

правомерно говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете. Но ее

утверждение и развитие невозможно без всеобщего признания таких фундаментальных

гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего,

возрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство

общечеловеческих интересов над бесконечностью центробежных сил. История,

объективно развиваясь, поставила на повестку дня вопрос о необходимости

перехода от конфронтации в разных сферах бытия к диалогу, от идеологического и

религиозного фанатизма к терпимости и плюрализму мнений и взглядов, от

непримиримого противоборства к согласию в развитии разных социальных систем на

основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех

Таким образом, глобальные проблемы современности порождают в конечном счете

именно неравномерность развития мировой цивилизации. Техническое могущество

человечества колоссально превзошло достигнутый им уровень общественной

организации, политическое мышление явно отстало от реальной политической



действительности, а побудительные интересы и цели, нравственные ценности

подавляющей части человечества оказались весьма далекими от социальных,

экономических и демографических императивов эпохи.

Своеобразие ситуации заключается и в том, что глобальные проблемы современности

тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены так, что изолированное их

решение практически невозможно. Поэтому важнейшее место в концепции глобальных

проблем современности занимает вопрос об их объективной "иерархии", то

есть о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности.

Это не формальная научная классификация. Исходя из диалектики всей совокупности

глобальных проблем как комплексной системы реальных противоречий

современной эпохи, важно рассмотреть эту "иерархию" сквозь призму их

причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, диктуют определенную

последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом

В настоящее время приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны по

отношению ко всем остальным глобальным проблемам осознана всей мировой

общественностью. Доказательство тому: проведение международных форумов "За



безъядерный мир, за выживание человечества", создание международного фонда

"За выживание и развитие человечества", реализация договора о ликвидации

ракет средней и малой дальности, успехи в урегулировании многих региональных

конфликтов, расширение политического доверия между странами, обладающими

ядерным оружием и т.д.

Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости

для существования и развития рода человеческого – это экологическая

проблема, которая означается как экологический кризис.

Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он

есть результат противоречий между действием законов общества и

естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма

короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым

уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма

короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в

неизвестном, и в этом случае, небезопасном для человека направлении, то перед

человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.

Причин и составляющих экологического кризиса много, и они не равны по

значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население

Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и

технологии; колоссальное химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая

урбанизация и т.п. материальные, объективные причины. Но, пожалуй, самая

главная причина – низкий уровень духовной культуры, выразившийся в том числе

в экологическом невежестве человека и человечества. Об этом необходимо

сегодня помнить и говорить особо.

Экологическая катастрофа на наших глазах из мрачного прогноза "Римского

клуба" превратилась в неотвратимую реальность. Сегодня вопрос стоит не о том,

как ее избежать, а о том, как ее пережить, смягчить и затормозить негативные

последствия техногенеза прежде всего. Техническая цивилизация, разрушающая

природу, возникла не сама по себе, а в рамках культуры с ценностями и

способами их достижения ориентирующих человечество на неограниченное развитие

технических средств эксплуатации природных сил. В духовной культуре было

заложено представление о практической безграничности этих запасов и право

человека бесконтрольно ими распоряжаться. Такое представление пагубно не

только для природы. Это – беда вторичная. Первичная же беда –

антропологическая, то есть уничтожение человека в человеке, "порча"

человеческой сущности, выбор им ошибочных ориентиров и ценностей.

Существенно меняется на планете и демографическая ситуация. Известно,

что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор,

определяющий возможности развития общества. То есть, будучи основой и субъектом

общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все

компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их

влиянию. Нет сомнения в том, что всякому исторически определенному

экономическому укладу, определенной социальной организации свойственны свои

законы роста населения и перенаселения. Но в реальной действительности эти

связи не столь однозначны и прямолинейны.

Рост населения, вызванный "демографическим взрывом", сопряжен с серьезными

экономическими проблемами и последствиями, хотелось бы думать, что только для

самих этих стран, так как здесь идет интенсивный прирост не "рабочих рук", а

вначале "ртов". Но вряд ли это так. Известно, что, если население растет

темпами 1 % в год, то "демографические инвестиции" в экономику должны

составлять 4 %, для того, чтобы не падали темпы экономического роста и не

снижался по всем параметрам жизненный уровень. Следствие – голод, рост нищеты

и материальной, и духовной.

Нельзя сбрасывать со счетов возможные политические последствия

"демографического взрыва" в развивающихся странах для всего мира, что находит

свое выражение уже сегодня, например, в геополитических притязаниях некоторых

Но особо необходимо остановиться на медико-биологических проблемах

современного человечества. Они возникли на пересечении демографического,

экологического, экономического, нравственного кризисов современного общества и

являются их обобщающим результатом. Речь идет не только о телесном здоровье,

которое в цивилизованном обществе всегда стояло на одном из первых мест в

системе человеческих ценностей.

Наконец, в ряду глобальных проблем не менее страшная угроза – кризис

человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, мировые и

региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь

доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы

Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки

преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от

человечества вселенскую угрозу.

1 – развертывание информационной революции. Она может создать объективную

предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу

нависшую над человечеством.

2 – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной

рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта

форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных

хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью

и социальной справедливостью.

3 – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех

типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся

издревле в сознании людей мнение, что "насилие – это органичный для людей

способ взаимного общения" (Ницше), что "агрессивность – неустранимый момент

человеческого поведения" (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие,

от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой

целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений.

4 – объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в

светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от

духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это

разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может

и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости,

ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни

нынешнего и будущего человечества.

5 – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при

сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности,

взаимопроникновение культур и заимствование "находок народов друг у друга".

6 – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого

интеллекта от "состояния умственной удовлетворенности к состоянию

озадаченности, удивления", что предполагает взаимопроникновение традиционных,

восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами

современных формально-логических математизированных систем. Естественный

интеллект, сопряженный с "искусственным", дополнение творческих возможностей

человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.

Как и всякая область знаний, глобалистика имеет свою историю. Но, поскольку эта история насчитывает всего несколько десятилетий, то корректней говорить не об истории, а об этапах становления.

На сегодняшний день принято выделять три этапа становления глобалистики /4/. При этом необходимо учитывать специфику глобалистики, ибо глобалистика это не просто наука, т.е. система теоретического знания, а определенное знание отражающее СПП происходящие на планете. Поэтому этапы становления глобалистики, это одновременно и глобальные этапы эволюции человечества.

Первый этап . Приходится на 60-е годы. В этот период масштабы производства достигли небывалого объема и стали угрожать возможностям природы компенсировать их воздействие. На этом этапе возник и так называемый Римский клуб (1968), который и положил начало глобальной проблематике мирового развития.

Второй этап. Этот этап продлился от середины 70-х до середины 80-х годов. Он характеризуется усиленной реконструкцией экономики, вызванный мрачными прогнозами докладов Римскому клубу, разразившимся нефтяным кризисом, обострением экономических противоречий между развивающимися и промышленно развитыми странами.

Третий этап. Это этап начавшийся с середины 80-х годов, в результате изменения политической карты мира, т.е. исчезновения лагеря социализма. Этот этап характеризуется тем, что сами ГП отошли на второй план, а на первое место встали СПП носящие глобальный характер.

Римский клуб был образован 6-7 апреля 1968 г. в Риме. Инициатором создания клуба был итальянский менеджер Аурелио Печчеи, который совместно с генеральным директором по вопросам науки ОЭСР (организация по экономическому сотрудничеству и развитию, Париж) профессором физической химии Александром Кингом, пригласил в Рим около 30 европейских ученых - естественников, социологов и экономистов.

Собравшиеся ученые обсудили подготовленный голландским астрономом Эрихом Янцом документ под названием “Попытка создания принципов мирового планирования с позиций общей теории систем”. Суть документа (со слов А. Печчеи) можно свести к следующему:

“В настоящее время мы начинаем осознавать человеческое общество и окружающую его среду как единую систему, неконтролируемый рост которой служит причиной ее нестабильности. Достигнутый ныне абсолютный уровень этого неконтролируемого роста определяет высокую инерционность динамической системы, снижая тем самым ее гибкость и способность изменяться и приспосабливаться, что может возвестить вступление человечества в новую фазу психологической эволюции. К концу второго дня стало ясно, что большинство ученых не поддерживает основную цель клуба.


Ядро клуба “постоянный комитет” составили шесть человек. Это Аурелио Печчеи, Эрих Янц, Александр Кинг, Макс Моннэ (голландский эксперт по международным проблемам), Жан Сен-Жур (эксперт по вопросам экономики и финансов французской футурологической школы) и Гуто Тиманн (глава Баттелевского института в Женеве).

Перед клубом были поставлены две основные цели . Первая цель - способствовать осознанию затруднений возникших перед человечеством; вторая - путем воздействия на общественное сознание, способствовать исправлению нынешней ситуации.

Таким образом, был создан Римский клуб - международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, общественных и политических деятелей разных стран мира. Юридически Римский клуб зарегистрирован в Швейцарии. По Уставу численность Клуба не должна превышать более 100 человек.

Первый проект доклада Римскому клубу под названием “Поиски конструктивного ответа на возросшую сложность и неопределенность мирового развития” был предложен Хасаном Озбекханом , турком по происхождению, философом, специалистом в области кибернетики и планирования, возглавлявшим один из калифорнийских мозговых центров. Идея его доклада состояла в “разработке первоначальной, грубой модели или нескольких моделей, - которая в общих чертах отражала бы динамику мирового развития, в надежде, что она позволит выявить наиболее важные компоненты системы и самые опасные (с точки зрения будущего) взаимосвязи между ними” /13. С.133/. Однако из-за сложности проекта и нехватки времени для его разработки, лидеры ого клуба отказались от этого проекта.

Первой работой под эгидой Римского клуба была математическая модель, имитирующая мировую ситуацию – “Мир – 1”. Ее создатель - Джей Форрестор - профессор прикладной математики и кибернетики Массачусетского технологического университета, разработал в 4-х недельный срок весьма примитивную модель, состоящую из более чем 40 нелинейных уравнений, описывающих взаимосвязь следующих 5 параметров: населения, капиталовложения, использования не возобновляемых ресурсов, загрязнение окружающей среды и производство продовольствия.

Так, впервые, была реализована идея глобального моделирования . Модель предсказывала, что человечество идет к неминуемой катастрофе . Модель была примитивной и грубой, поэтому было решено создать новую, более совершенную модель. По совету Форрестора, группу по созданию новой модели мирового развития возглавил Деннис Медоуз. Используя экономико-математические модели Джея Форрестора Медоуз создал модель “Мир – 3”.

12 марта 1972 г. в Вашингтоне, в Смитсоновском институте был представлен первый доклад Римскому клубу “Пределы роста” , разработанный специалистом в области системной динамики, профессором Массачусетского университета Деннисом Медоузом.

Модель давала самые мрачные прогнозы на будущее. Через 75 лет утверждал доклад, сырьевые ресурсы будут исчерпаны, а нехватка продовольствия станет катастрофической.

С тех пор по инициативе Римского клуба было выполнено 18 исследовательских проектов /8/, результаты которых представлены в форме докладов Римскому клубу. К числу основных из них относятся:

1. “Пределы роста”, 1972 г. (рук. Д.Медоуз);

2. “Человечество на поворотном пункте”, 1974 г. (М.Месарович и Э.Пестель);

3. “Пересмотр международного порядка”, 1976 г. (Я.Тинберген);

4. “За пределами века расточительства”, 1978 г. (Д.Габор);

5. “Цели для человечества”, 1977 г. (рук. Э.Ласло);

6. “Энергия: обратный счет”, 1978 г. (рук. Т. Монтбрил)

7. “Нет пределов обучению”, 1979 г. (рук. Дж.Боткин, М.Эльманджера, М.Малица);

8. “Третий мир: три четверти мира”, 1980 г. (М.Гренье)

9. “Диалог о благосостоянии и благополучии”, 1980 г. (О.Джарини)

10. “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980 г. (Б.Гаврилишин);

11. “Микроэлектроника и общество”, 1982 г. (рук. Г.Фридрихс, А.Шафф);

12. “Революция босоногих”, 1985 г. (Б.Шнейдер) и др.

13. “Первая глобальная революция”,1989 г. (А.Кинг, Б. Шнайдер)

Анализируя деятельность Римского клуба, его создатель и лидер Аурелио Печчеи, сформулировал “Основные цели человечества”, которые изложил в своей книге “Человеческие качества” /13/.

Печчеи предлагает шесть, как он называет “стартовых” целей, которые связаны с “внешними пределами” планеты; “внутренними пределами” самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы.

Краткая характеристика для каждой цели выглядит следующим образом.

Первая цель: внешние пределы.

Присутствие человека на планете, его деятельность ограничивается биофизическими пределами (“внешними пределами”) Земли. Следовательно, человек в своей деятельности, должен исходить из возможностей окружающей его природы, не доводя их до крайних пределов.

Вторая цель: внутренние пределы.

Эта цель указывает на то, что не только планета, но и возможности самого человека имеют физические и психологические пределы. Создавая собственную культуру, цивилизацию, т.е. некую искусственную среду, человек вынужден с одной стороны предельно напрягать и истощать внутренние резервы своего организма, а с другой, из-занедостаточности нагрузки идет деградация его биофизических способностей.

Идея этой цели (а она является центральной для А. Печчеи) состоит в совершенствовании человека, раскрытии его новых потенциальных возможностей.

Третья цель: культурное наследие.

Развитие технологической цивилизации ведет к унификации культуры. Поэтому только бережное отношение к культурному наследию поможет сохранить уникальность различных культур. И хотя организации типа ЮНЕСКО проводят определенную работу, но этого явно недостаточно.

Четвертая цель: мировое сообщество.

Интеграция в единое мировое сообщество позволяет более эффективно регулировать международную жизнь, и следовательно является более эффективным способом сосуществования. Однако, такое положение дел не соответствует интересам великих держав, а также ряду эгоцентричных государств. Поэтому необходимо переосмыслить идею национального государства, чтобы найти пути для преобразования нынешней мировой системы в мировое сообщество.

Пятая цель: среда обитания

Проблема состоит в том, как разместить на планете людей, численность которых через несколько десятков лет станет вдвое больше нынешнего.

Шестая цель: производственная система.

Производственному истэблишменту принадлежит в современном мире ключевая роль. Однако, сбои в экономических механизмах, независимо от того, что управляет - рынок или план - становятся ощутимее. В чем философские причины экономических проблем, и какой должна быть экономическая система будущего, чтобы обеспечить непрерывно увеличивающееся население планеты.

Таким образом, основные задачи новой дисциплины глобалистики можно свести к следующим:

1) изучению комплексных принципов и законов деятельности глобальной цивилизации на планете Земля, поиск оптимальных путей сотрудничества народов и государств, приспособление к правилам и законам естественного развития; 2) обобщение современных представлений о глобальных политических, экономических, социальных и экологических процессах; 3) Изучение естественного порядка всеобщего функционирования природы с её принципами и законами, а также процессов глобализации, которые лежат в основе социоцентризма; 4) изучение принципов и законов самосохранения глобальной цивилизации с достижениями максимального пребывания её на Земле; 5) раскрытие роли человеческого разума как основы и приоритета по совершенствованию естественного и искусственного порядков всеобщей деятельности и самосохранения целостности систем «человек и общество», « общество и природа».

Следует отметить, что отечественная научная и социальная мысль находились в авангарде постановки глобальных проблем и поиска путей их решения.

Одним из первых в периодике Советского Союза в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого столетия поднял глобальную проблематику журнал «Вопросы философии». Тогда же журнал открыл специальную рубрику «Глобальные проблемы современности: социально-философские и методологические аспекты», где эта тематика активно анализировалась с различных сторон известными учеными, такими как И.Т. Фролов, П.Л. Капица, Д.М. Гвишиани, И.И. Герасимов, В.А. Энгельгардт, Н.Н.Моисеев, В.В. Загладин, Б.Ц. Урланис, В.А Лось и многими другими.

Термин же «глобалистика» хотя и встречался в специальной литературе уже в те годы, широкого распространения тогда еще не получил. Серьезно о его содержании заговорили только во второй половине 1990-х гг., когда после распада социалистической системы и кардинальных изменений геополитической реальности основное внимание ученых переключилось на процессы глобализации.

К этому времени был накоплен значительный теоретический и фактический материал в области планетарных процессов и явлений, а термины «глобализация», «глобалистика», «глобальные проблемы», «глобальный мир», «антиглобализм» и т.п. получили широкое распространение не только в научной литературе, но и в средствах массовой информации, политическом лексиконе и обыденном языке. Так сложились предпосылки и необходимые условия для формирования нового научного направления – глобалистики , которое и сегодня еще не всеми воспринимается однозначно.

Проблема в том, что сама глобалистика и основной смысл ее ключевых понятий на уровне общих представлений, казалось бы, не вызывает особых затруднений. Вместе с тем в научной среде содержание их остается предметом порой серьезных дискуссий и нуждается в уточнении, т.к. разные ученые нередко вкладывают в них различный смысл. Так, например, одни считают глобалистику научной дисциплиной(Чешков,Барлыбаев) , другие – сферой общественной практики(Василенко, Панарин), третьи- междисциплинарной (наддисциплинарной) областью научного знания(Чумаков, Ильин) , а кто-то и вовсе все еще отказывает ей в праве на существование (Задохин,Митрофанова). Несмотря на различие подходов среди ученых все отмечают, что общей особенностью происходящих в мире процессов является глобализация.

3. Глобализация как основная тема глобалистики.

Таким образом, можно считать глобализацию центральной темой в глобалистике. Глобализация, безусловно, является порождением процесса техногенного типа в общественном развитии, и сама сопряжена с огромным количеством всевозможных последствий. Её истолковывают и как причину глобальных проблем, и как прямое их следствие . Здесь имеет место глубокая диалектическая взаимосвязь. Одни исследователи полагают, что глобализация – объективный процесс, а глобалистика призвана исследовать этот процесс и его последствия; другие рассматривают глобализацию как результат действия определенных государств, социально-экономических структур или политических сил на международной арене. Широкий разброс мнений в истолковании как самой глобалистики, так и основных ее понятий вполне закономерен, ибо дело касается новой, активно формирующейся области научного знания. Следовательно, в данном случае имеет место не схоластическая игра в понятия, а процесс становления единого и вполне определенного языка междисциплинарного общения.

Термин «глобалистика», как уже говорилось выше, впервые появился в начале 1970-х годов на волне активных разговоров и многочисленных публикаций по поводу опасностей со стороны глобальных проблем, на которые обратили серьезное внимание лишь после опубликования первых докладов Римского клуба. Первоначально он означал сферу научного знания, связанную только с исследованиями в области глобальных проблем. Произошло это на пару десятилетий раньше, чем заговорили о «глобализации», которая теперь занимает центральное положение в глобальных исследованиях. Такая ситуация вполне объяснима, так как последствия тех или иных причин зачастую оказываются в поле зрения раньше, чем вызвавшие их причины. Еще более поздними терминами, вошедшими в лексикон глобалистики на рубеже XX и XXI вв., стали «антиглобализм» и «альтерглобализм». Привести в определенную систему весь этот терминологический ряд необходимо уже потому, что вопрос о статусе глобалистики, ее категориях, принципах, подходах является принципиальным. Без этого трудно рассчитывать на успех в деле правильного понимания современных мировых тенденций и противостояния глобальным угрозам.

Обращаясь к сути основных категорий и их взаимозависимости, отметим главное: глобализация – это многовековой естественноисторический процесс; глобальные проблемы – закономерный результат этого процесса, анти - и альтерглобализм – протестные настроения и движения, сопряженные с глобализацией; а глобалистика – сфера теории и практики, в центре внимания которой находятся глобализация, порождаемые ею глобальные проблемы и всевозможные последствия глобальных изменений в различных сферах общественной жизни.

То, что глобалистика первоначально зарождалась на исследовании глобальных проблем, т.е. на анализе следствий, когда термина «глобализация» еще попросту не существовало, вводит некоторых современных исследователей в заблуждение относительно того, что чему предшествовало, и что из чего вытекает.

В этой связи обратимся к термину «глобализация». Он употребляется, как правило, для характеристики интеграционных и дезинтеграционных процессов планетарного масштаба в области экономики, политики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме носят всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего мирового сообщества. При этом можно отметить две крайности в истолковании как самого феномена глобализации, так и истории его появления. Одна из них состоит в том, что планетарный характер социальных связей и отношений трактуют неправомерно расширительно, пытаясь усмотреть их уже в первобытном обществе. С этой точки зрения, даже ранние этапы развития человечества характеризуют как глобальные.

Другая крайность заключается в том, что глобализацию трактуют слишком узко, когда современные процессы общественного развития анализируют через призму какой-то одной сферы общественной жизни, обычно экономической, как это делает, например, В.Г. Федотова. В этом случае не учитывается многоаспектный характер современной глобализации, а сама она рассматривается в отрыве от генезиса и фундаментальных причин, ее породивших, т.е. не учитываются история и динамика становления международных структур и транснациональных связей. При таком подходе глобализацию нередко связывают лишь с событиями ХХ столетия, а то и вовсе с последними десятилетиями, развивается она не поступательно и по наростающей, а «волнообразно» и т.д., и т.п. К тому же в ней зачастую видят якобы сознательно инициированный и управляемый процесс, целенаправленно осуществляемую кем-то политику, и даже говорят о глобализации как о субъективной реальности, чьем-то коварном замысле, реализуемом в интересах определенного круга лиц, транснациональных корпораций или отдельных государств. Много разговоров в периодической печати, на телевидении о том, кто правит миром, о тайных рода клубах, орденах, серых правителях, часто упоминаются кланы Ротшильдов, Рокфеллеров, сотни богатейших семей планеты и т. д.

Чтобы внести ясность в рассмотрение данной проблемы (глобализации) рассмотрим кратко объективные основания или причины глобализации и ее научные предпосылки, как развитие самой идеи, осмысление учеными процесса глобализации.

Объективные основания глобалистики.

О глобалистике и глобализации в советской и зарубежной литературе заговорили в конце 1960-х гг. теперь уже прошлого века. Внимание ученых было приковано не к процессам глобализации, а к их следствиям, то есть глобальным проблемам. В науке уже тогда все более четко вырисовывалась интегративная область междисциплинарных исследований, направленных на теоретическое исследование и практическое преодоление принципиально новых опасностей, актуальных для всего человечества. Тогда же стало очевидным, что наряду с дифференциацией научного знания, веками сопровождавшей науку, возникла настоятельная необходимость в интеграции теоретических и практических знаний, направленных на изучение новых явлений, которые отличались масштабностью, целостностью и сложной системой взаимоотношений как внутри самих глобальных проблем, так и в их связи с экономической, социальной, политической сферами.

Таким образом, глобалистика изначально стала складываться и как принципиально новое научное направление, где на первый план выступили интеграционные процессы, и как сфера общественной практики, охватывающей международную политику, экономику, право и даже идеологию. Ее появление было своеобразным ответом на вызов времени. Именно тогда промышленно развитых, а затем и в других странах резко ухудшилась экологическая обстановка, ставшая следствием усилившегося дисбаланса в отношениях человека с окружающей средой. Вскоре выяснилось, что экологические проблемы тесно связаны с другими противоречиями планетарного масштаба. За открывшимся беспрецедентным загрязнением окружающей среды, наиболее зримо обнаружились и угрожающие тенденции неконтролируемого роста численности населения Земли, и ограниченность природных ресурсов, и смертельная опасность безудержной гонки вооружений, что означало серьезную опасность поступательному общественному развитию и даже существованию жизни на планете. Дисбаланс в отношениях общества и природы, достигший к тому времени предельно допустимых значений, а также фрагментарность и раздробленность человечества перед лицом глобальных проблем стали очевидны уже не только для специалистов, но и на уровне массового сознания. Все это и явилось объективным основанием для исследования проблем, получивших название глобальных.

Таким образом, глобалистика, как особая сфера научных исследований и целостное миропредставление в основном сложилась к концу 1980-х гг. .Второе дыхание глобалистика получила в девяностые годы, когда начался процесс осмысления тенденций глобализации.

Теоретические предпосылки нового научного направления.

Что касается представлений о всеобщих связях и глобальном мире, то они в той или иной степени более древние. Некоторые тенденции становления целостного мира и происходящих в нем перемен оказались в центре внимания ученых и философов намного раньше, чем эти тенденции стали очевидными для всех. Так, к первым попыткам осмыслить нарождающиеся закономерности о росте численности населения и возникающие при этом общечеловеческие проблемы, уже отмечались Т. Мальтусом. О вечном мире рассуждал И. Кант, а Ж. Ламарк, И.Фихте рассуждали о роли и назначении человека. Гегель обосновал идею панлогизма и универсализма на примере развития мирового духа. Нельзя не упомянуть здесь и идеи классиков марксизма, изложенные ими в «Манифесте коммунистической партии» и ряде других работ. Созданный по их инициативе в 1864 г. «Первый Интернационал », отразил назревшую потребность в консолидации на глобальном уровне различных политических и профессиональных сил. Это и стал по сути одним из первых провозвестников множества международных организаций, которые с тех пор во все большем количестве стали возникать во всем мире. Теперь же такие организации являются неотъемлемой частью современной жизни мирового сообщества, а число их многократно приумножилось. Позже в теоретическом плане важную роль в осознании глобальных тенденций, когда они еще не были столь очевидными, сыграли работы О. Шпенглера, Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, А. Тойнби, К. Ясперса, Б. Рассела, Дж. Соммервилла и др.

В первую очередь, эти мыслители были озабочены принципиально новыми тенденциями, нарушившими естественное равновесие природных и общественных систем, и пытались дать им объяснение, опираясь на доступные для того времени знания. Их идей мы будем касаться в последующих лекциях. Так, В.И. Вернадский, развивавший концепцию ноосферы , уже в 1930-е гг. сделал вывод о кардинальном изменении облика Земли вследствие беспрецедентных масштабов преобразовательной деятельности человека и предупредил, что если общество не будет развиваться на разумных началах, согласуясь с естественными законами природы, то гибель всего живого на Земле неизбежна. Сходных взглядов придерживался и К. Ясперс, который еще в 1948 г., впервые употребил термин «глобальный » в том значении, как он понимается теперь, и высказал серьезное беспокойства по поводу того, что когда-нибудь человеку земной шар станет тесным и ему не хватит имеющихся на планете ресурсов. После второй мировой войны, по его мнению, « начинается мировая история как единая история единого целого … Теперь проблемой и задачей стал мир в целом …. Мир замкнулся . Земной шар стал единым … Все существенные проблемы стали мировыми проблемами.

Выступившие на первый план и резко усилившиеся во второй половине ХХ в. процессы глобализации, а также возросшая в этой связи взаимозависимость различных стран и народов обусловили и новый уровень осмысления данной темы. Еще больше стало новых международных структур и организаций, среди которых оказалось немало и таких, деятельность которых была направлена на осмысление глобальных проблем и порождающих их причин. В качестве примера можно назвать «Институт проблем будущего», созданный в Вене в 1965 г., Международный фонд «Человечество в 2000 году», основанный тогда же в Нидерландах, «Общество по изучению будущего мира», организованное в 1966 г. в Вашингтоне и др. Подобных организаций со временем становилось все больше. Однако подлинный интерес к глобальной проблематике проявился после первых докладов Римского клуба, созданного в 1968 г. [Мазур, Чумаков 2003, 893-896]. Его исследовательские проекты: «Пределы роста » (1972 г.), «Человечество на перепутье » (1974 г.), «Пересмотр международного порядка » (1974 г.), «За пределами века расточительства » (1976 г.) и др. очень быстро получили мировую известность и стали теоретической базой современной глобалистики. Они не только выполнили необходимую эвристическую и методологическую функцию в формировании принципиально новой области междисциплинарного знания, но и сыграли важную просветительскую роль.

Итогом такого развития стали не только «демографический взрыв» и глобализация экономики, но и деградация окружающей среды, наметившая тенденцию к деградации самого человека. Его поведение, представления и образ мышления оказались не в состоянии своевременно меняться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов, как показали первые исследования в области глобалистики, явился сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая все новыми и новыми достижениями в области науки и техники.

В результате на Земле не осталось не только неизведанных мест, но и чистых территорий, водного и воздушного пространства, естественное состояние которых не было бы прямо или косвенно подвержено влиянию человеческой деятельности. Все это дает основание называть теперь нашу планету «общим домом», «мировой деревней», процессы и проблемы , которые оказались общими для всех людей, – глобальными , а область научного знания обо всем этом – глобалистикой .

Во избежание неправомерных аналогий и методологической путаницы важно подчеркнуть, что глобалистику не следует понимать как какую-то отдельную или специальную научную дисциплину, которые во множестве возникают, как правило, в результате дифференциации научного знания или на стыке смежных дисциплин. Она рождена противоположными – интеграционными процессами, характерными для современной науки, и представляет собой сферу исследований и познания, где различные научные дисциплины и философия, по большей части в тесном взаимодействии друг с другом, каждая с позиции своего предмета и метода, анализируют всевозможные аспекты глобализации, предлагают те или иные решения глобальных проблем, рассматривая их как в обособлении друг от друга, так и в качестве целостной системы.

Отсюда проистекает важное следствие. Можно ставить вопрос о предмете, объекте, методе, цели, понятийном аппарате и т.п. глобалистики, как то предлагают некоторые исследователи. Однако нужно иметь в виду, что ответы на эти вопросы применительно к глобалистике лежат в иной плоскости, нежели относительно той или иной конкретной науки. В частности, предмет ее не может быть определен однозначно, хотя упрощенно и можно сказать, что ее предметом является целостность мира, человечество в целом или вся биосфера с основным ее элементом – человеком. Также и понятийный аппарат глобалистики только в определенной мере (на философско-методологическом уровне) будет единым, в остальном же он оказывается «размытым» по отдельным наукам, причастным к соответствующим исследованиям. А если говорить о методах или целях глобалистики, то помимо определения каких-то базовых подходов, придется заняться перечислением не только отдельных наук и их вклада в исследование соответствующих проблем, но и выявлением того, каким образом в глобалистике задействованы философия, культурология, политика, идеология, что делает решение такой задачи заведомо практически невыполнимым.

Еще одно важное отличие глобалистики от конкретных научных дисциплин состоит в том, что осмысление глобальных тенденций и принципиальное преодоление порождаемых ими проблем требует не только теоретических исследований, но и соответствующих им результативных практических действий. Глобалистика тем самым объективно выполняет мировоззренческую и интегративную роль в сфере науки и практики, заставляя многих ученых, политиков и общественных деятелей по-новому посмотреть на современный мир и осознать свою сопричастность единой судьбе человечества. Она заставляет задуматься над тем, что глобализация и порождаемые ею проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к своему единству, по возможности сохраняя самобытность культур, вековых традиций и основополагающих ценностей отдельных наций и народов. Но такое единение и согласованность действий может обеспечить лишь адекватное понимание происходящих в современном мире процессов и событий, знания о которых вырабатываются и формулируются в глобалистике, где ближайшие цели и отдаленная перспектива рассматриваются в тесной взаимосвязи.

Литература к первой лекции

1. Д. М . Гвишиани. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии, 1981, № 3.

2. Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // РЖ (сводный реферат) Социальные и гуманитарные науки. 1994. - № 3. С.39-54.

3. Глобальные проблемы в рамках ООН (под ред. П. Тейлора и А.Дж. Р. Грум). М., 1990.

4. Глобальные проблемы человечества (обзор ж-ла “Futurist”) М., 1990.

5. В. Н. Игнатьев. Проблема человека и “мировая проблематика” // Вопросы философии, 1981, № 3.

6. П. Л. Капица. Научный и социальный подход к решению глобальных проблем // Вопросы философии, 1977, № 1.

7. А. Кинг, Б Шнайдер. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991.

8. В. М. Лейбин. “Модели мира” и образ человека (Критический анализ идей Римского клуба). М., 1982.

9. М.М. Максимов, О.Н. Быков, Г.И. Мирский и др . Глобальные проблемы современности. М., 1981.

10. В. Носович. Философия и глобальные проблемы современности. Таллин. 1988. .

11. Э. Пестель. За пределами роста. М., 1988.

12. А. Печчеи. Человеческие качества. М., 1985.

13. Политология: Энциклопедический словарь. Отв. ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. М., 1993.

14. И.А. Родионова. Глобальные проблемы человечества: учебное пособие для учащихся и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.

15. Я.В. Сиверц ван Рейзема. Философия планетаризма. М., 1995.

16. Ю. Федоров. Римский клуб: поиски буржуазного реформирования // Международная экономика и международные отношения, 1977, № 12.

17. И. Г. Фролов. Философия глобальных проблем // Вопросы философии, 1980, № 2.

18. Г. С. Хозин. Глобальные проблемы современности. М., 1982.

19. А.Н. Чумаков. Философия глобальных проблем. М., 1994.

«Римский клуб» - это международная общественная организация, основная цель которой - изучение глобальных проблем. Т.е. таких проблем, которые затрагивают каждого, живущего на Земле и решение, которых возможно, лишь, при сплоченности усилий всех членов мирового сообщества.

Большое значение имело создание в 1968 году А. Печчеи, общественным деятелем Италии этой организации. Именно в это время начинается процесс глобализации, основанный на формировании единого мирового хозяйства, а также форсированное развертывание научно-технической революции, которая способствовала приумножению возможностей человека, среди которых и самоуничтожение.По замыслу А. Печчеи и в соответствии с уставом организации, клуб должен содействовать пониманию проблем современного общества, рассматриваемых в их совокупности, которые, с определенной условностью, можно классифицировать по двум основаниям:

1) система «общество – природа»;

Система «человек – общество».

Привлечение внимание достигается посредством докладов, среди которых широкую известность получили доклады - «Пределы роста» (1972), «Пересмотр международного порядка» (1974), «За пределами века расточительства» (1976) и др.Специфика этих докладов заключается в том, что их готовят независимые рабочие группы по заказу Римского Клуба, который, в свою очередь, только определяет тему научных исследований, но ни в коем случае, не вмешивается и не влияет на их исход и гарантирует их финансированиеПолучив готовый доклад, Римский Клуб рассматривает его, как правило, в присутствии заинтересованных лиц - представителей общественности и науки, средств массовой информации, и, затем, распространяет результаты исследований по разным аудиториям мира, публикуя их.Трудно переоценить значение деятельности Римского клуба, который, бесспорно, сделал много полезного для достижения своей цели. В первую очередь, это создание новой социальной философии, провозглашающей новую «глобальную общность», ориентированную на изучение перспектив развития живой оболочки нашей Земли и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.



Бытие - это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

мир есть, существует как беспредельная целостность;

природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

их различное по форме существования предпосылка единство мира;

Мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.

Традиционно бытие мыслится в двух значениях:

1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;

Это исходное начало и основание мира, его сущность.

Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).

Философское понятие материи и принцип материального единства мира

Материя - это: Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:пространство; время; движение как способ существования материи.

Материальное единство мира - базисный принцип материалистического монизма, находящийся в неразрывной связи с другими его принципами: детерминизма, причинности, отражения и т.д. Фундирует собою классические системы материалистического монизма от античной натурфилософии до марксизма. Принцип М.Е.М. исходит из признания единства (общности) всех явлений мира (природных и социальных), отражаемых в человеческой психике и сознании. Противостоит как дуализму и плюрализму, так и идеалистическим версиям монизма. Семантически принцип М.Е.М. предполагает, во-первых, субстанциональное его единство: субстанцией всех явлений и процессов мира полагается материя. Во-вторых, М.Е.М. понимается как атрибутивное его единство (какую бы его часть (вид, фрагмент) материи не рассматривать, она, как и все другие части материи, будет обладать полным набором известных свойств, называемых атрибутами). В-третьих, генетическое единство (какие бы ни были перед нами виды (формы, фрагменты) материи, как бы они не отличались друг от друга - все эти виды, как об этом свидетельствует наука, имеют общие истоки и корни). В-четвертых, номологическое единство мира: все в мире (как природные и социальные процессы, так и мир человеческого познания) подчиняется одним и тем же всеобщим законам.