Презентация на тему экологическое воспитание в доу. Презентация - экологическое воспитание в доу












































1 из 43

Презентация на тему: Экология в ДОУ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. Знания – не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.

№ слайда 6

Описание слайда:

Содержание экологического образования в детском саду нацелено на решение следующих задач: 1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы; 2.Развитие любознательности, познавательного интереса, познавательной активности; 3.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе (радость, удивление, желание проявить сочувствие, понимание ответственности); 4.Развитие практических умений и навыков по уходу за растениями и животными.

№ слайда 7

Описание слайда:

1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы понимание, что есть 2 мира: естественный мир и мир, созданный человеком; понимание, что в мире природы существуют разнообразные животные и растения, их много, но все они живые и соседи (многообразие и единство); представление о том, что все эти организмы по-разному приспосабливаются к условиям жизни (питание, передвижение, защита от врагов); - каждое живое существо изменяется: растет, развивается, а для этого нужны определенные условия (свет, температура, воздух) и уход, жилище и т.д.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Экологическое развитие дошкольников в ДОУ строится на основе интеграции с другими сторонами развития – это и безопасность, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество, здоровье, экспериментирование. Все это обеспечивает целостность образовательного процесса.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Образовательная область «Чтение художественной литературы» включает такую задачу как Формирование целостной картины мира. То есть, интегрированный подход к конструированию целостного образовательного процесса позволяет органично вплетать экологическое образование в общий процесс развития личности детей и достигать оптимальных результатов развития

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

по характеру познавательных задач наблюдения делятся по группам: воссоздающие (например, наблюдение за следами на снегу), распознающие (наблюдение за котенком), длительные (наблюдение за ростом лука) Логинова В. и др. По способу организации детей: - фронтальные, - с подгруппой, - индивидуальные самостоятельные наблюдения детей По времени: 1. эпизодические (кратковременные); 2. циклические (длительные

№ слайда 19

Описание слайда:

Наблюдения используются как метод на экскурсиях, прогулках, в уголке природы. На прогулках наблюдение выступает как метод и вид деятельности. Наблюдение сопровождает поисковую деятельность, труд в природе. Наблюдение включает диалог педагога с детьми о наблюдаемом объекте (вопросы, ответы), обязательно наблюдение должно сопровождаться художественным словом. Вопросы к детям в старших группах должны носить проблемный характер; наблюдения могут включать методы ТРИЗ (О чем шепчут листья деревьев? Куда бежит ручеек? Кто мама и папа у ветра? и т.д.) В старших группах содержание наблюдений должно быть посвящено знакомству детей с взаимосвязями в природе. Компактное проведение цикла во времени; Преобладание созерцания над словом; Все дети должны принимать участие; Использование двигательной активности детей; Опора на биологические закономерности; Задействовать как можно больше органов чувств детей; Результаты наблюдений следует фиксировать, чтобы закрепить, уточнить, систематизировать представления детей.

№ слайда 20

Описание слайда:

Использование наглядных пособий и моделирование Картина является самым распространенным методом экологической работы. Картина позволяет уточнить особенности внешнего вида животных, раскрыть механизмы приспособленности. (Например, картина «Белки зимой»), рост и развитие животных. Рассматривание картины развивает у детей познавательную активность (Догонит ли куница белку?). Картины позволяют развить эстетическое восприятие (рассматривание пейзажных картин – репродукций, картин великих художников).

№ слайда 21

Описание слайда:

Модели Модели – это заместители реальных предметов, объектов (Рейсмерсс Н.). С научной точки зрения модель – это особый вид символо–знаковой идеализации. Назначение моделей в экологическом образовании детей заключается в том, что модели всегда содержат образы тех предметов, которые дети когда-то воспринимают, т.е. позволяют воспроизвести в памяти.

№ слайда 22

Описание слайда:

группы (виды) моделей Материальные (вещественные, реальные): статичные (макет леса) и динамичные (заводные игрушки). Идеальные: образные (иконические), пиктограммы, схематические (абстрактные) и пространственно-графические. В программе «Развитие» модели являются ведущим методом. Модели в программе «Развитие» различают: знаково–символические (знаки, обозначающие животных) мысленные, умственно-воображаемые (круги Эйлера, классификационное древо).

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

игры с правилами дидактические игры дидактические игры с природным материалом (семена, плоды, комн. растения). дидактические настольно - печатные (зоологическое лото, ботаническое лото, домино, разрезные картинки и др.) дидактические словесные игры (Где растут грибы? Когда это бывает? Съедобное - несъедобное и т.д.). творческие игры Игра рекомендуется для использования во всех возрастных группах.

№ слайда 25

Описание слайда:

Игровые обучающие ситуации (ИОС) 1 тип – использование игрушек – аналогов. Живая киска и игрушка – котенок, настоящей елки с игрушечной (сравнение) Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу. 2 тип – использование литературных персонажей (Карлсон, Чиполлино, Чебурашка, Айболит и др.). Карлсон рассказывает о птичьих гнездах, Колобок вникает в жизнь лесных обитателей. Персонаж выступает в данном случае как партнер ребенка в познании. 3 тип – сюжетно-ролевые игры в путешествие (к морю, в Арктику). Примерная тематика путешествий: Таинственный мир прошлого. Богатства недр Земли. Край, в котором я живу. Жизнь в морских глубинах. Как рубашка в поле выросла.

№ слайда 26

Описание слайда:

Познавательно – исследовательская (Поисковая деятельность Поисковая деятельность – это совместная деятельность педагога и детей, направленная на познание предметов и явлений природы, это поиск ответов на проблемные вопросы природы. В основе поисковой деятельности лежат опыты и эксперименты. Требования к поисковой деятельности и содержание поисковой деятельности Опыты не должны наносить вреда живым существам; Методика опытов должна быть наглядна, проста. Содержание поисковой деятельности: Опыты с явлениями неживой природы (Н. Рыжова «Волшебная вода»; Опыты с растениями (Хайдурова); Опыты с животными (Сикорук);

№ слайда 27

Описание слайда:

Метод проектов - практический метод экологического развития дошкольников Проект - способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и детей, взаимодействие с окружающей средой, поэтапное практическая деятельность по достижению поставленной цели, решению проблемы.

№ слайда 28

Описание слайда:

В основе лежит идея опоры на поисковое поведение детей Поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы блокирует поисковое поведение, как следствие, развивается пассивная позиция в будущем, отказ от преодоления трудностей.

№ слайда 29

Описание слайда:

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сторонах жизни. Типы проектов отличаются разнообразием Типы проектов: Исследовательско - творческие (дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации детского дизайна); Ролево - игровые (дети входят в образ персонажей сказок и решают поставленные проблемы); Творческие (результаты проекта оформляются в виде детского праздника). Приключенческие (например, «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова» и т.п.) Практико-ориентированные или конструктивные (например, создание скворечника)

№ слайда 30

Описание слайда:

№ слайда 31

Описание слайда:

Экскурсия – это тоже вид занятия по экологическому воспитанию под открытым небом. Экскурсия включает все элементы учебной деятельности (цель, воспитательные, образовательные задачи). Целевые прогулки организуются во всех возрастных группах, начиная с младших.

№ слайда 32

Описание слайда:

Праздники и развлечения экологической тематики Развлечения (в июне). «Наши маленькие друзья (насекомые)»; в театрализованной деятельности дети закрепляют знания о насекомых. Праздники: День птиц (18 марта), День Земли (22 апреля), День Воды и др. Праздники и развлечения доставляют детям много радости и в то же время способствуют решению задач экологического воспитания

№ слайда 33

Описание слайда:

Экологические акции – это общественно-значимые, длительные по времени мероприятия, включающие цикл наблюдений, труд, конкурсы, игры Создание экологического музея (плакаты, природоохранные знаки, творческие работы детей, коллекции, гербарии и пр.) Экологические экспедиции, походы Природный театр Выставка рекордов природы (представление экспонатов природного материала - семена, плоды, сучки необычных, уникальных, дети измеряют, взвешивают) Создание метеоцентра, островок прогнозирования погоды (помочь детям предсказывать погоду по народным приметам, вести календарь природы) Проведение экологических викторин, Выпуск экологических листовок, Экологический тренинг (угадай, чей голосок – птиц)

Описание слайда:

Формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривание растения, не нанося им вред; наблюдение за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормление животных только с разрешения взрослых. Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя. Эти задачи ставит перед нами Программа «От рождения до школы» на весь период дошкольного детства

№ слайда 36

Описание слайда:

Ознакомление с природой 1 младшая группа. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их. Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). Сезонные наблюдения Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты. Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.). Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

№ слайда 37

Описание слайда:

Ознакомление с природой 2 младшая группа Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится), снега (холодный, белый, от тепла - тает). Формировать представления о простейших взаимосвязях, в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

№ слайда 38

Описание слайда:

Ознакомление с природой Средняя группа Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Развивать умение детей замечать изменения в природе. В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.

№ слайда 39

Описание слайда:

Старшая группа Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

№ слайда 40

Описание слайда:

Подготовительная группа Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде, Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и npeсмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.) Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях).

№ слайда 41

Описание слайда:

Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих). Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.). Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

№ слайда 42

Описание слайда:

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Для них не должно существовать понятий «вредные, полезные». Детей нужно учить не только не рвать цветы, но и учить, что цветы исчезнут и из-за нарушения мест обитания, например, при вытаптывании. Экологические знания формируют определенную систему ценностей. Представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Важно учить пониманию необходимости разумного потребления – не сорви ягод больше, чем можешь съесть. У детей необходимо формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя к лучшему – хотя бы не бросать мусор мимо на улице. Они должны понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Рассказывая детям о каких-либо проблемах, возникающих в природе, воспитатель должен обязательно подчеркнуть, что может сделать каждый из нас для их решения. Пусть это будет незначительная помощь, но цена её будет высока.

№ слайда 43

Описание слайда:

Таким образом, реализация области ФГТ «Познание», должна способствовать организации процесса активной деятельности ребенка, обеспечивать ему позицию «пытливого исследователя», развивать основы экологического сознания, что в дальнейшем способствует становлению теоретического мышления человека.

Татьяна Одинцова
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 г. Льгова»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

"Экологическое воспитание дошкольников"

Подготовила воспитатель:

Одинцова Татьяна Ивановна

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова»

«Экологическое воспитание дошкольников»

Подготовила: Одинцова Татьяна Ивановна

Слайд 2

«Охранять природу – значит охранять Родину!»

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчёлы в поле и саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде всё – по справедливости.

Отражение в воде учат нас правдивости,

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте,

И при всей огромности обучает скромности.

У природы круглый год обучаться можно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Слайд 3

Так что же такое экология?

Экология – это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.

Слайд 4

Таким образом, цель экологического воспитания - это

формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Слайд 5

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.

Слайд 6

Моя тема самообразования «Экологическое воспитание дошкольников » и я провожу большую работу по экологическому воспитании.

Во-первых, это конечно экологические занятия, на которых мы знакомимся с овощами и фруктами, ягодами и грибами, лекарственными растениями. Узнаём, где они растут, как правильно их собирать. Знакомимся с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляем на практике и в художественном творчестве.

Слайд 7

Провожу не только занятия по экологическому воспитанию, но и в течение года с детьми проводила проекты. Например, «Господин Лук».

Цель : расширить знания детей и родителей о видах и свойствах лука

Мы подготовили уголок природы, провели посадку лука. В течение двух недель дети с удовольствием наблюдали за ростом зелёных перьев, также мы вели календарь наблюдений в группе и в условиях дома воспитанников. Пророщенный лук мы отнесли на кухню детского сада поварам. Этот проект значим для всех его участников. Дети получили новые знания, педагог продолжил освоение метода проектирования, родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми.

Слайд 8

Проект «Птицы».

Цель : воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности

В ходе проекта мы познакомились с разными видами птиц, как с перелётными, так и с зимующими. Узнали их особенности, повадки, места обитания, чем они питаются. Мы много читали о птицах, отгадывали загадки, учили стихотворения, рисовали и раскрашивали птиц, собирали разрезные картинки, занимались аппликацией и оригами, проводили выставки творческих работ. Вся полученная информация о птицах периодически обновлялась в уголке природы. Это был очень насыщенный и познавательный проект.

Слайд 9

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). В декабре по проекту «Птицы» была проведена природоохранная акция «Накормите птиц зимой»

План проведения акции:

1. Занятие "Птичья столовая"

2. Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми.

3. Развешивание кормушек по близлежащей территории детского сада. 4. Ежедневная подкормка птиц.

5. Наблюдения за птицами и их повадками.

Слайд 10

В своей работе я часто использую дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.

Слайд 11

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Слайд 12

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Дети любят рисовать на песке. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки».

Слайд 13

Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Слайд 14

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала -

Не наукой, а частью души!

Слайд 15

Спасибо за внимание!

1 из 12

Презентация - Экологическое воспитание в ДОУ

1,781
просмотр

Текст этой презентации

Экологическое воспитание в ДОУ.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

Педагоги: ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей. Дошкольники: радуются встрече с природой по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами видят разнообразие природного мира признают ценность жизни имеют представления о правилах поведения в природе сформировано начало экологической культуры Родители: участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы

Отличие экологических занятий от ознакомления с природой.
Экологические занятия.
Необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва - она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух - листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п.
Ознакомление с природой.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, - например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?

Основные типы экологической НОД.
Первично-ознакомительного типа. Углубленно-познавательного типа. Занятия обобщающего типа. Занятия комплексного типа.

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:
Научность. Доступность. Гуманистичность. Прогностичность. Деятельностность. Интеграция.

Формы и методы работы с родителями:
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу». Изготовление фотоальбома. Привлечение родителей к пополнению уголка природы. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы. Участие родителей в субботниках. Проведение совместных экологических экскурсий. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

Спасибо за внимание!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. Федор Достоевский

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! » Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

4 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Задачи проекта:  Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.  Охранять и укреплять здоровье детей.

5 слайд

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

6 слайд

Описание слайда:

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

7 слайд

Описание слайда:

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

8 слайд

Описание слайда:

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

9 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое воспитание дошкольников» Ознакомление детей с природой Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов Трудовая деятельность в природе Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы -целевые прогулки -экскурсии -работа с календарями природы, зарисовки Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала Экологическое воспитание дошкольников

10 слайд

Описание слайда:

Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей» Диагностика экологической воспитанности детей Сюжетно-ролевые и д/игры Целевые прогулки в природу Наблюдение в уголке природы Работа с моделями Изобразительная деятельность по экологической тематике Просмотр фильмов о природе Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Создание книг-самоделок Чтение детской художественной литературы Экологические досуги и праздники Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Труд в мини-центре природы и на участке Беседы с детьми на экологические темы Работа с календарем природы Сбор коллекций семян, камней, ракушек Совместная деятельность воспитателя и детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое просвещение родителей» Познавательный блок Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный блок Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Нормативный блок Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач Ценностный блок Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей

13 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Я, как педагог: Стараюсь ответственно подходить к организации природной среды в группе, внедряю в практику новые технологии, знаю методику экологического воспитания, веду экспериментальную работу с детьми, разрабатываю интегрированные занятия, занимаюсь экологическим просвещением родителей. Дошкольники: радуются встрече с природой по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами видят разнообразие природного мира признают ценность жизни имеют представления о правилах поведения в природе сформировано начало экологической культуры Родители: участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы

14 слайд

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края. «экологическое образование дошкольников»

Я сердце отдаю

В.А. Сухомлинский

Презентацию подготовила: воспитатель Крафт М,А. :

рпс.Ванино 2017г.

«Мир, окружающий ребёнка –это прежде всего - мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума » .

В.В Сухомлинский

Актуальность темы

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени:

только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния.

Цель экологического образования – формирование основ экологического мировоззрения

и экологической культуры дошкольников.

Экологическое образование

«Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». (И.Д.Зверев)

Воспитание

Обучение

Развитие

Формирование представлений о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем

Ценностных

ориентаций, мотивов, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды

Способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды

«Федеральный государственный образовательный стандарты дошкольного образования» №1155 ОТ 17. 10. 2013г. Вступил в действие с 01.01 2014года

Образовательные

направления

знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой;

Познавательное

формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей;

Физическое

становление ценностей здорового образа жизни.

Социально-коммуникативное

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

Художественно-эстетическое

становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом;

Принципы

Характеристика содержания

Индивидуальный подход

Учет индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития

Научность

обоснованность и достоверность содержания теорий, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий.

Доступность

соответствие возрастным, психологическими, социальным и интеллектуальным особенностям детей; учёт уровня их развития, индивидуальных познавательных способностей.

Наглядность

Наличие наглядного материала

Систематичность

Поступательный переход:от простого к сложному

Согласованность

Сотрудничество: Дети+воспитатели-родители

Комбинаторность

Продуманность сочетаний разных видов деятельности

Целостность

Взаимосвязь разных сфер знаний

Региональность

Учет региональных особенностей

Интегрированность

Экологизация во всех сферах деятельности

Экологическое образование осуществляется через разнообразные

формы деятельности дошкольника

Познавательная

Формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства

Художественно-

Эстетическая

Гумманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.

Трудовая

Осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.

Символическая борьба за здоровую и процветающую жизнь природы; освоение правил и законов экологической этики; умение отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.

ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

комплексные

парциальные

акцент на одно направление в обучении и воспитании ребёнка

Придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм

«Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», ««Диалог» .

«От рождения до школы», «Кроха».

«Юный эколог». «Семи-цветик», «Природа и художник»,

«Наш дом - природа»,

«Жизнь вокруг нас»,

«Паутинка»

В основе каждой из программ - лежит личностно-ориентированная мо-дель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллек-туальных и художественных способностей ребенка.

Для достижения основополагающей цели экологического образования дошкольников необходимо создать целостную систему: условия, подобрать методологический и методический инструментарий, выстроить работу с социальными партнерами.

РППС: Элементы экологоразвивающей среды

Экологическая тропинка

Библиотека

Мини -Лаборатория

Экологический театр

Музей, картинная галерея

Территория ДОУ

Огород, сад

Музыкальный, Физкультурный

Уголки в группах

Выставочный уголок

НАГЛЯДНЫЕ (наблюдения,демонстрация,рассматривание, показ) СЛОВЕСНЫЕ (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ (элементарные опыты,моделирование, упражнения, и т.д.)

СОБСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ (обращение к опыту детей,

практические ситуации, поисковые действия, обследование)

ИГРОВЫЕ (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).

Методы и приемы

  • - экологические НОД; - экологические экскурсии; - уроки доброты; уроки мышления; - экологические кружки; - экологические конкурсы; - КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"; - экологические акции; - обсуждение и проигрывание ситуаций; - трудовой десант; зеленый патруль; - лаборатория юного эколога; - составление экологических карт; - ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы; - экологические выставки и экспозиции; экологические музеи; - день (неделя) экологического творчества; - экологические праздники и фестивали; - экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.); - экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.

Перечень форм и методов экологической работы в ДОО

  • Икт технологии
  • Кейс-технология
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Триз-технология
  • Технология личностно-ориентированного
  • подхода (И.С. Якиманская)

  • Технология развивающего обучения
  • (Д.Б.Эльконин,В.В.Давыдов)

  • Технология проектной деятельности
  • Квест технология

Инновационные технологии в экологическом образовании

Социальное партнерство

Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя следующие направления:

Работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

Взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

Работу с родителями.

Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического образования дошкольников Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического образования дошкольников

привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, трудовой деятельности

консультации для родителей

Беседы за круглым столом, совет родителей в нетрадиционной форме (ток- шоу, деловые игры и др.)

анкетирование по проблеме экологического воспитания

«Экологический стенд» в экологическом уголке - выпуск газет, плакатов, папок передвижек

Создать рациональную предметно – пространственную среду для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей.

Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.

Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка.

Установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями детей, поиск и применение эффективных форм и методов работы с ними - значительно быстрее приведут к достижению поставленной цели

Список литературы в помощь методисту и воспитателю

  • Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
  • Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  • Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996
  • Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  • Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  • Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  • Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с
  • Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  • Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
  • Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
  • Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  • Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  • Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

Таким образом, целостная система работы по формированию основ экологического мировоззрения и экологической культуры позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.

И, только вместе, только сообща, мы сможем побудить в маленьком человеке – неисчерпаемую природу-

БОГАТСТВО МИРА-ДУШИ.

«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.» К.Д. Ушинский