Первые цветные фотографии России: фотохудожник Прокудин-Горский и его история. Цветные снимки царской России Прокудина-Горского Прокудин горский фотографии в высоком качестве

Биография и дело жизни Сергея Прокудина-Горского – огромный архив цветных фотографий царской России – можно описать крылатой фразой «нет пророка в своем Отечестве». Полжизни ученый потратил на разработку технологии трехсекционного диапроектора, фотографирование природных богатств и пестрого населения громадного российского государства для будущих поколений. Но последние десятилетия прославленный изобретатель провел во Франции и Италии, где ему довелось сотрудничать с легендарными братьями Люмьер и другими западными коллегами-фотографами. Ныне коллекция трудов русского фотографа-новатора занимает видное место в Библиотеке Конгресса США, чья администрация после смерти ученого (27 сентября 1944) приобрела у наследников все сохранившиеся материалы (1902 тройных негатива и 2448 черно-белых отпечатка, 2600 оригинальных изображений).

Также сотрудники Библиотеки изучили творческий путь фотографа и составили первую полную биографию. А с появлением всемирной Сети создали интернет-сайт, где каждый желающий имеет возможность ознакомиться с работой великого русского изобретателя, общественного деятеля, пионера цветной фотографии царской России, чья историческая миссия началась так.

Фотограф царя Николая II

В конце девятнадцатого столетия Сергей-Прокудин Горский уже был известен и даже знаменит в отечественной ученой среде, где фотограф отметился многочисленными докладами и техническими исследованиями на тему фотографического искусства, а также публикацией нескольких тематических книг. В общем, на момент встречи с российским императором Прокудин-Горский был главным авторитетом в области фото России начала 20 века.

3 мая 1909 исследователь получил приглашение посетить Александровский дворец, что расположен в Царском Селе, и представить Николаю Второму и семье русского монарха последние достижения и результаты фотографических экспериментов. Романовы были потрясены увиденным зрелищем и не отпускали мастера до позднего вечера, требуя новых фотокадров и подробных объяснений касательно новаторского искусства. Романовы очень заинтересовались фотоискусством и в последующие годы вплоть до самого расстрела будут активно позировать камерам, оставив после себя громадный архив , лучшие из которых доступны на Историке.
Императорскую чету снимали другие фотографы, а вот Сергей Михайлович отправился в долгое транснациональное путешествие, получив правительственный заказ и высочайшее одобрение мегапроекта «Цвет нации».

Разработка трёхсекционного диапроектора

Снимать цветные фотографии с помощью технологии цветоделения западные фотоноваторы начали в середине девятнадцатого века. Революционный научный метод заключался в том, чтобы по очереди снимать объект через три цветовых светофильтра – красный, синий, зеленый. Далее с помощью 3-секционного слайд-проектора три негатива одновременно проецировались на экран, выдавая эффект разноцветного изображения. Российский ученый следовал методу, изобретенному Максвеллом в 1855-м, но у революционной технологии присутствовало слабое звено в виде сложности получения красной и зеленой составляющих спектра. Каждый фотомастер разрабатывал собственную формулу сенсибилизации фотопластины и Горский достиг в данном предприятии значительного прогресса. Авторская технология сенсибилизации фотоэмульсии представляла собой более качественную формулу, если сравнивать с западными коллегами, благодаря чему фотоработы Прокудина-Горского часто брали главные призы мировых фестивалей. До самой смерти великий фотограф улучшал технику собственного фотопроизводства, получая очередные патенты и повышая качество собственных трудов.

Цветные фотографии Прокудина-Горского



С 1897-го Сергей Михайлович начал докладывать руководству Императорского Русского Технического общества о новейших разработках мирового и русского фотоискусства. Многочисленные подробные доклады, статьи, книги и, разумеется, цветные фото царской России – благодаря этим достижениям имя Прокудина-Горского навсегда вошло в историю. Неудивительно, что авторитетный специалист
сумел встретиться с монархом и заручиться императорской поддержкой для реализации эпического проекта Цвет нации - запечатлеть для истории жизнь огромного государства. Правительство организовало для фотомастера специальный железнодорожный вагон, оснащенный всеми необходимым материалами для амбициозного проекта, и Сергей Прокудин-Горский отправился в дорогу, где были сделаны следующие исторические кадры.














Интересные статьи


















Подписывайтесь на нашу страницу в «Facebook» - будет интересно!















Вашему вниманию представляется на наш взгляд интереснейший материал - все 2500 уникальные цветные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944) из библиотеки Конгресса США. Они показывают живой портрет России накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

В начале 1900-х годов Прокудин-Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской империи, который получил поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, он провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения.

Прокудин-Горский задействовал уникальнейшую на то время технологию съемки фотографий, которая позволяла формировать цветное изображение

Как удалось сделать фотографии цветными?

Как известно, цветную пленку изобрела компания АГФА только в 1930-х годах. А Прокудин-Горский фотографировал используя специальные светофильтры, которые позволяли получать три черно-белых изображения с разной цветовой информацией. В то время для просмотра использовался специальный проектор с тремя объективами, каждый из которых проецировал свой кадр через светофильтр нужного цветового оттенка. И только в наши дни, особенно с появлением компьютерных технологий, стало возможно наиболее точно восстановить уникальнейшие фотографии в цвете. Детальней о технологии можно прочитать на википедии >> .

О Сергее Михайловиче Прокудине-Горском

Серге́й Миха́йлович Проку́дин-Го́рский (31 августа 1863, Муром, Владимирская губерния, Российская империя — 27 сентября 1944, Париж, Франция) — известный русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Детальнее биография >>

Труды Прокудина-Горского


В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.

В архиве представлены труды из следующих регионов:


Примеры фотографий Прокудина-Горского :

Информация об архиве фотографий Прокудина-Горского:

Архив состоит из фотографий со следующих источников:
Из библиотеки: 3400x3200 (1902 шт. + 122 отреставрированые) (All + rendered)
- Реставрация на народном проекте: 1024x1000 (242 шт.) (museum)
- Заграничные реставраторы: от 199x465 до 1280x1024 (64 шт.) (низкое качество, для коллекции)

Источники:
1. Библиотека конгресса США - здесь можно найти фотографии в высоком качестве, а также найти по имени файла информацию о фотографии.
2. Полная база данных цветных изображений С.М. Прокудина-Горского

Скачать полную коллекцию цветных фото Прокудина-Горского (2500 фото / JPEG / 5+GB)


!! ВНИМАНИЕ!! Полный архив имеет размер более 5,2 ГБ , и для Вашего же удобства был разбит на 5 почти равных частей размером по 1 ГБ . Разделения по архивам осуществлено в алфавитном порядке названия файлов.

Архив 1 из 5
http://rapidshare.com/files/405310419/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405310505/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405310626/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405310951/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405311205/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405311304/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar

http://free-share.ru/605761/21232/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605746/63462/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605745/23381/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605744/9137/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605743/4298/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605731/26529/PART_1_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar

Архив 2 из 5


http://rapidshare.com/files/405311578/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405311730/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405311798/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405311883/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405311887/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part5.rar

http://free-share.ru/605742/55260/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part1.rar
http://free-share.ru/605741/34715/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part2.rar
http://free-share.ru/605740/19652/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part3.rar
http://free-share.ru/605739/18374/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part4.rar
http://free-share.ru/605728/17801/PART_2_DOCUMENTAL.SU.part5.rar

Архив 3 из 5


http://rapidshare.com/files/405311967/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405312101/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405312180/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405312259/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405312329/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405312427/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://rapidshare.com/files/405312484/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar

http://free-share.ru/605737/15290/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605736/21047/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605735/41694/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605747/42336/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605748/13065/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605760/7977/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://free-share.ru/605732/29432/PART_3_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar

Архив 4 из 5


http://rapidshare.com/files/405312619/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://rapidshare.com/files/405312857/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405312959/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405313054/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405313267/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405313347/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://rapidshare.com/files/405313391/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar

http://free-share.ru/605758/39649/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605757/53687/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605756/921/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605755/63280/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605754/46085/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605753/13936/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://free-share.ru/605733/46809/PART_4_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://rapidshare.com/files/405313678/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://rapidshare.com/files/405313903/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://rapidshare.com/files/405314117/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://rapidshare.com/files/405314318/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://rapidshare.com/files/405314537/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://rapidshare.com/files/405314603/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://rapidshare.com/files/405314660/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part8.rar

http://free-share.ru/605752/4784/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part1.rar
http://free-share.ru/605751/21919/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part2.rar
http://free-share.ru/605750/52438/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part3.rar
http://free-share.ru/605749/54894/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part4.rar
http://free-share.ru/605734/54659/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part5.rar
http://free-share.ru/605759/33908/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part6.rar
http://free-share.ru/605738/47656/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part7.rar
http://free-share.ru/605730/38573/PART_5_DOCUMENTAL.SU.rar.part8.rar

- К архивам добавлено 3% информации на восстановление
- Архивы на Rapidshare и Free-share совместимы и взаимозаменяемые

В от история этих фотографий. Некий человек по фамилии Прокудин-Горский придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.

Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

П рокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, он получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

Контрольные чёрно-белые картинки для показа слайдшоу.


Крестьяне на покосе


На жнитве.


На жнитве.


Насосы для откачивания воды


Кордон (сторожка) в лесу


Монахи за посадкой картофеля


Памятник Императору Александру II в память окончания Мариинской системы.


Село Ковжа. Береговые укрепления.


Часовня Петра I около деревни Петровское.


Било и доски с надписями о посещениях. Часовня в дер. Петровское.


Тип старых шлюзовых ворот. Белозерский канал


Плотина Императрицы Марии Федоровны.


Вытаскивание спицы из плотины (система Поарэ).


Церковь во имя Св. Петра и Павла.Белозёрск.


Икона в церкви Ильи Пророка.Белозёрск 1909.


Группа детей.


Городецкий и Никитский погосты.


Общий вид Горицкого монастыря.Деревянная баржа.


Город Кириллов с горы.


Общий вид гор. Кириллова с колокольни Казанского собора.


Плотина и шлюз Императора Николая II.Мариинский водный путь 1909.


Скит Иоанна Богослова «Крестик».


Стоги сена.


Пильщики на Свири.


Крым. Ласточкино гнездо.>


Петрозаводск. Общий вид с жел. дороги (Олонецкой губ.
Мурманская железная дорога.


Крестьянка мнет лен; Пермской губ.


Грузин - торговец помидорами.


Полоцк. Вид с северо-востока.


Место истока Западной Двины около дер. Карякино в 3-х верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда.


Исток Волги у деревни Волговерховье.


Озеро Пено у места впадения Волги


Выход Волги из озера Пено у дер. Изведово.


Пожарная лесная вышка Удельного Ведомства около мес. Богатырь.

Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).

Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:

А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.

Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.

Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.

Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:

Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:

Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":

В оригинале:

Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:


Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип:-)
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).

Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:

Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.

Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:

Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).

Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников "Российская империя в цвете":

Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:


Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.

Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?

По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.

Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?

Творчество известнейшего русского фотографа, изобретателя, педагога Сергея Прокудина-Горского насчитывает около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.

В течение первых 15 лет XХ века реализовал грандиозный проект - цветную съёмку Российской Империи.

К 1906 году Прокудин-Горский опубликовал несколько статей, посвящённых принципам цветной фотографии. К тому времени он настолько усовершенствовал новый метод, который гарантировал одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог создавать цветные кадры, подходящие для проекции.

Именно Прокудин-Горский, в то же время, разработал новый метод передачи цветного изображения: он снимал объекты трижды - через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. В итоге получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для воспроизведения полученных изображений он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все 3 картинки одновременно проецировались на экран, и в итоге можно было видеть полноцветную фотографию.

В 1909 году Прокудин-Горский был уже широко известным мастером и редактором журнала «Фотограф-любитель». В это время ему наконец удается воплотить в жизнь свою мечту по созданию фотолетописи всей российской империи.

Послушав совет Великого князя Михаила, Прокудин-Горский рассказывает о своих планах Николаю II и, конечно, слышит слова поддержки. В течение нескольких лет специально для поездок с целью фотографического документирования жизни империи правительство выделяло Прокудину-Горскому железнодорожный вагон, оснащённый всем необходимым.

За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально. Таким образом была создана уникальнейшая галерея прекрасных фотографий.

После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией - стеклянными пластинами в 20 ящиках - сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. В 1920-х годах он проживал в Ницце. Сергей Михайлович был очень рад тому, что его труды помогали молодому русскому поколению, находящемуся за границей, понять, как выглядит их родина.

Коллекции фотопластин Прокудина-Горского пришлось пережить неоднократные переезды семьи Прокудина-Горского и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.

Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. Так всем нам удалось вернуть уникальный архив к жизни.