Наблюдение за полетом птиц цель. Наблюдение за прилётом птиц

4.3.1. Визуальное орнитологическое наблюдение на аэродромах осуществляют диспетчеры старта. Эти наблюдения проводятся во время взлетов и заходов на посадку ВС (только в светлое время суток) в пределах секторов взлета и захода ВС на посадку. Особенно внимательно осматриваются ВПП и прилегающая к ней территория летного поля.

4.3.2. При обнаружении птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от него, диспетчер старта информирует экипаж ВС, выполняющего взлет или заход на посадку.

4.3.3. При обнаружении большой стаи птиц (несколько десятков особей) сведения о них немедленно передаются руководителю полетов.

4.3.4. В исключительных случаях, когда на аэродроме чрезвычайно высокая концентрация птиц, представляющих серьезную опасность для полетов ВС (на ВПП или вблизи нее собираются в стаи десятки и сотни птиц, через ВПП или подходы к ней в течение нескольких минут летят одна за другой большие стаи птиц), и вследствие этого руководитель полетов принимает решение о временном прекращении полетов, диспетчер старта проводит более тщательные наблюдения за птицами и результаты их записывает в журнал (см. приложение 2) в целях накопления информации о возникновении на аэродроме вышеуказанной орнитологической обстановки и разработки в отношении птиц соответствующих профилактических мер.

В журнале указываются:

Дата (число, месяц, год) и время (местное декретное) наблюдения на аэродроме опасных концентраций птиц;

Участок летного поля, на котором наблюдалась концентрация птиц;

Общее число обнаруженных птиц (записывается с округлением до десятков, сотен, тысяч);

Наиболее часто отмечавшаяся градация величины стай: малая (менее 10 особей) или большая (10 и более особей);

Наиболее часто отмечавшаяся видовая принадлежность птиц (при возможности) или градация размера птиц: мелкие птицы (величиной с воробья, скворца и мельче), средние птицы (величиной с голубя, чайку, утку, ястреба, грача и т.п.), крупные птицы (величиной с гуся, аиста, орла и крупнее);

Преобладающее направление перелетов птиц (за направление перелетов птиц принимается направление, указывающее куда летели птицы. Записывается в румбах: С, С-В, В, Ю-В и т.д.);

Интервал высот, в котором пролетело большинство птиц (записывается с точностью до десятков и сотен метров).

4.4. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой

4.4.1. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой в секторе захода ВС на посадку и сообщения о ней экипажам ВС, находящимся в воздухе, осуществляют диспетчеры посадки (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.2. Для слежения за орнитологической обстановкой диспетчер посадки (ДПСП) пользуется экраном индикатора посадочного радиолокатора.

4.4.3. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой производится параллельно с радиолокационным слежением за движением ВС (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.4. При обнаружении на экране индикатора отметок от птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от них, диспетчеры оповещают об этом соответствующий экипаж.

4.4.5. Заступающие на дежурство диспетчеры обязаны ознакомиться с информацией об обнаруженных в предшествующее дежурство засветках от птиц.

4.4.6. Радиолокационный контроль за перелетами птиц осуществляется в соответствии с Технологией работы диспетчеров службы движения ГА (1987). Опознавание эхо-сигналов от птиц на экране радиолокаторов производится с учетом их отличительных признаков (см. приложение 3).

Зоя Разумная

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

закрепить умение детей различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;

активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).

Развивающие: развивать связную речь, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход прогулки.

Воспитатель: ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).

Воспитатель :сегодня на прогулке мы с вами будем наблюдать и говорить о птицах.


Воспитатель: как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (перелетные и зимующие).

Воспитатель : назовите перелетных птиц? (дятел, жаворонок, ласточка, грач, цапля, журавль, скворец).

Воспитатель: дети, отгадайте, пожалуйста, загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. (аист)

Воспитатель: правильно, аист - большая птица белого цвета, с большим клювом, мы могли за ней наблюдать на территории нашего участка.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

Воспитатель: кукушка - небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (грач)

Эта птичка поет лучше всех птиц. (соловей)

Воспитатель : соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.

Воспитатель: дети, почему люди любят слушать пение соловья? (он красиво поет)

Воспитатель: У соловья самая красивая песня: сложная, с повторами слогов. Соловей и свистит, и щёлкает, и трещит. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой нашей маленькой птички.

Воспитатель: а кто еще знает лучших певцов? (в лесу - певчие дрозды, в полях - жаворонки)

Эта птичка свои гнезда вьет в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно ее голоса, то это к дождю или плохой погоде. (жаворонок).

Какая маленькая, черненькая птичка строит свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (ласточка)

Он может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (скворец)

Назовите одну из самых полезных птиц, которая уничтожает мух и комаров. Когда ходит по земле, то потряхивает своим длинным хвостиком. (трясогузка)

Воспитатель: Правильно, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Воспитатель: назовите части тела птиц. (туловище, голова, хвост, клюв)

Воспитатель: ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

Динамическая пауза «Отгадай и присядь»

Воспитатель: сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Воспитатель : как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (ответы)

Воспитатель: некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Кто из вас обращал внимание, что некоторые птицы улетают стайками, все вместе, некоторые, например, журавли, выстраиваются клином в виде треугольника, другие выстраиваются цепочкой, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель : почему первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми? (насекомые прячутся и им нечем питаться)

Воспитатель : почему весной перелетные птицы прилетают назад? (птицам нужно выводить птенцов)

Динамическая пауза "Полетели птицы"

Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз).

Ветер поднялся, все труднее птицам лететь.

Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки).

Ветер стих. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети приседают).

Подведение итогов:

Что вам понравилось на прогулке?

О каких перелётных птицах мы сегодня вспомнили?

Что новое вы узнали о птица?

Каких перелетных птиц увидели?

Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Что дают птицы людям? (радость)

Подвижная игра «Скажи одним словом»

Цель: развивать внимание и сообразительность.

Воспитатель бросает детям мяч, при этом задает вопросы, дети должны ответить и бросить мяч обратно.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

Игра с мячом “Продолжи предложение»

Цель: развивать речь детей.

Воспитатель: Я говорю начало предложения, бросаю мяч, а вы его заканчиваете и возвращаете мяч мне обратно.

Осенью птицы улетают на юг, потому что (холодно и нечем питаться)

У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)

У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)

Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)















Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

Конспект осенней прогулки с детьми средней группы КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ПРОГУЛКИ ОСЕНЬЮ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Цель: формирование представления об изменениях в природе; экологическое, эстетическое.

Тема прогулки: «Наблюдение за птицами зимой». Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие.

Конспект прогулки "Наблюдение за аистами" Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях.

Полет птиц можно разделить на две основные категории: это парящий, или пассивный, полет и машущий, или активный, полет. При парении птица движется в воздухе продолжительное время, не делая взмахов крыльями и пользуясь восходящими воздушными потоками, которые образуются вследствие неравномерного нагрева поверхности земли солнцем. Скорость движения этих воздушных потоков определяет высоту полета птицы.

Если двигающийся вверх воздушный поток поднимается со скоростью, равной скорости падения птицы, то птица может парить на одном уровне; если же воздух поднимается со скоростью, превосходящей скорость падения птицы, то последняя поднимается вверх. Используя различия в скорости двух потоков воздуха, неравномерное действие ветра - его усиление и ослабление, перемены направления ветра, пульсации воздуха, - парящая птица может не только часами держаться в воздухе, не тратя особых усилий, но и подниматься и опускаться. Сухопутные парящие виды, например питающиеся падалью грифы и др., пользуются обычно лишь восходящими потоками воздуха. Морские же парящие формы - альбатросы, буревестники, питающиеся мелкими беспозвоночными и вынужденные часто опускаться к воде и подниматься,- используют обычно эффект действия ветра, различия в скорости воздушных потоков, пульсации воздуха и завихрения.

Для парящих птиц характерны крупные размеры, длинные крылья, длинные плечо и предплечье (большое развитие несущей поверхности второстепенных маховых, число которых у грифов достигает 19-20, а у альбатросов даже 37), довольно короткая кисть, относительно малые размеры сердца (так как пассивный полет не требует усиленной работы мускулатуры). Крыло бывает то широким (наземные виды), то узким (морские виды). Машущий полет сложнее и разнообразнее парящего. Стоит сравнить полет стрижа, полет медленно двигающей крыльями вороны, трепещущую в воздухе пустельгу и стремительно бросающегося на добычу сапсана, быстро летящую утку и тяжело хлопающего крыльями фазана, чтобы убедиться в справедливости этого замечания. Существуют различные и довольно противоречивые попытки классификации различных типов машущего полета, останавливаться на которых мы здесь не будем.

Птица обычно пользуется не одним типом полета, а комбинирует их в зависимости от обстоятельств. При этом надо иметь в виду и то, что летательные движения состоят из последовательно сменяющих одна другую фаз. За взмахами крыльев следуют фазы, когда крыло не производит гребных движений: это скользящий полет, или парение. Таким полетом, пользуются преимущественно птицы средних и крупных размеров, с достаточным весом. Мелкие же птицы обычно все время энергично работают крыльями или временами могут складывать крылья, прижимая их к туловищу. Последнее особенно характерно для вьюрковых птиц. Ускорение в полете достигается птицей путем увеличения весовой нагрузки несущей поверхности, для чего необходимо несколько сложить крылья. Медленно летящая птица имеет полностью развернутый хвост и распростертые крылья. По мере ускорения движения она несколько складывает маховые перья, причем у всех хорошо летающих птиц они образуют сплошную поверхность (у сокола, чайки, стрижа, ласточки и т. д.).

Большое значение для скорости движения птиц имеет ветер . Вообще говоря, для полета благоприятен попутный или несколько боковой ветер, но для взлета и посадки благоприятен встречный ветер. Попутный ветер при полете способствует увеличению скорости полета птицы. Увеличение это довольно значительно: например, по наблюдениям над пеликанами в Калифорнии установлено, что увеличение скорости движения воздуха от фактического безветрия до 90 км/час способствовало изменению скорости полета пеликанов с 25 до 40 км/час. Однако сильный попутный ветер требует от птицы больших усилий для сохранения возможности активного управления полетом.

Продолжительность и быстрота полета птиц очень велики, хотя обычно в этом отношении распространены преувеличенные представления. Самое явление перелетов показывает, что птицы могут совершать длительные передвижения. Европейские ласточки, например, зимуют в тропической Африке, а некоторые кулики, гнездящиеся в Северо-Восточной Сибири, улетают на зиму в Новую Зеландию и в Австралию. Скорость и высота полета птиц значительны, хотя уже давно превзойдены современными летательными машинами. Однако машущее крыло птицы дает ей много преимуществ, в первую очередь в маневренности, по сравнению с современными самолетами.

Современные технические средства (наблюдения с самолетов, скоростная съемка, радары и т. д.) позволили точнее определить скорости полета птиц. Выяснилось, что при перелетах птицы в среднем используют большие скорости, чем при перемещениях вне сезона миграций. Грачи на перелетах перемещаются со скоростью 65 км/час. Средняя же скорость их полета вне времени миграций - в гнездовой период и на зимовке - составляет примерно 48 км/час. Скворцы на миграциях летят со скоростью 70-80 км/час, в другое время 45-48 км/час. По наблюдениям с самолетов установлено, что средняя скорость перемещения птиц при перелетах колеблется между 50 и 90 км/час. Так, серые журавли, серебристые чайки, большие морские чайки летят со скоростью 50 км/час, зяблики, чижи - 55 км/час, ласточки-касатки - 55-60 км/час, дикие гуси (разные виды) - 70-90 км/час, свиязи - 75-85 км/час, кулики (разные виды) - в среднем около 90 км/час. Наибольшая скорость отмечена у черного стрижа - 110-150 км/час. Эти цифры относятся к весенним перелетам, проходящим наиболее напряженно и, вероятно, отражающим наибольшие скорости полета птиц. Осенние миграции протекают значительно медленнее, например скорости полета аистов на осенних миграциях составляют едва ли половину скорости их весеннего движения.

Вопрос о высоте полета птиц долгое время оставался неясным. Старое представление о том, что передвижение птиц проходит, как правило, на больших высотах (500-1600 м над уровнем моря), вызывало сомнения. Однако астрономические наблюдения показали, что, по всей вероятности, максимальная высота полета птиц достигает 2000 и даже 3000 м. В какой-то степени это получило подтверждение при использовании радаров. Выяснилось, что перелеты весной протекают на больших высотах, чем осенью, что птицы ночью летят на больших высотах, чем днем. Воробьиные птицы, например зяблики, летят на высотах несколько меньших, чем 1500 м; более крупные воробьиные, например дрозды,- на высоте 2000-2500 м. Кулики летят на высоте около 1500 м. Хотя полет является основным и наиболее характерным способом передвижения птиц, им свойственны и другие весьма разнообразные способы движения.

Общеизвестные подразделения птиц на водных, наземных, древесных указывают на известные различия этих групп и в отношении движения.

Данных о начальном этапе ночного ритма миграционной активности птиц в литературе встречается мало. Парслоу (Parslow 1962, 1969) на основании радарных наблюдений в Южной Англии показал, что старт мелких насекомоядных видов птиц (славки, мухоловки, пеночки и др.) отмечался через 35-45 мин после захода солнца. Те же сроки начала ночной активности были отмечены и рядом других исследователей (Nisbet et al. 1963; Casement 1966). Применение метода радиотелеметрии позволило довольно точно определить сроки старта одиночных дроздов (Cochran et al. 1967). Наконец, Хэбард (Herbard 1971) наблюдал взлетающих птиц с помощью бинокля в луче прожектора, освещающего слой воздуха над вершинами деревьев. Полученные данные о сроках начала ночной миграции полностью совпадают с результатами радарных наблюдений.
По другим аспектам стартового поведения данные фактически отсутствуют. Лишь в нескольких работах обсуждается влияние погодных факторов на начальный период ночного полёта (Drury, Keith 1962; Drury, Nisbet 1964; Evans 1966; Nisbet, Drury 1967; Bellrose 1967; Большаков, Резвый 1971).
Настоящее исследование проводилось с целью более детального изучения рассматриваемого вопроса. Работа велась весной 1971 года на стационаре, расположенном на южном берегу Финского залива в районе станции Старый Петергоф.

Методика и материал

Наблюдения проводились в течение 49 дней (17 апреля – 3 июня 1971) в двух постоянных точках. Один наблюдательный пункт находился на небольшом поле площадью около 0.5 км2, расположенном посредине старого парка, а другой – на берегу залива. Топографические и кормовые особенности этой местности способствовали повышенной концентрации на ней ночных мигрантов и создавали благоприятные условия для регистрации их поведения. Наблюдения велись визуально в течение 2.0-2.5 ч и начинались обычно до захода солнца.
В результате проведённой нами работы был собран материал по начальному периоду ночной миграции у 18 видов птиц: Cuculus canorus, Caprimulgus europaeus, Crex crex, Muscicapa striata, Phylloscopus trochilus, Phylloscopus collybita, Ficedula hypoleuca, Turdus pilaris, Turdus viscivorus, Turdus merula, Turdus iliacus, Turdus philomelos, Erithacus rubecula, Luscinia luscinia, Oenanthe oenanthe, Lanius collurio, Sylvia curruca, Sylvia atricapilla. Однако приводимый ниже анализ поведения относится в основном к 4 видам ночных мигрантов, данные по которым наиболее многочисленны: Ph. trochilus, E. rubecula, T. philomelos, T. iliacus.

Результаты наблюдений

На основании полученных данных в начальном периоде ночной миграции можно выделить два основных этапа – предстартовый и стартовый: первый отражает поведение мигрантов на земле, а второй – после взлёта. Начало предстартового периода связано с прекращением двигательной и кормовой активности в период захода солнца. Вскоре после этого подвижность птиц резко усиливается, и они вылетают на наиболее открытые места (опушки леса, окраины полей, одиночно стоящие деревья и группы кустов). Происходит перераспределение мигрантов по территории (вторая фаза предстартового поведения). Примечательно то, что эти перемещения носят не случайный характер, а ориентированы приблизительно в направлении предстоящего полёта.
При изрезанности линии побережья это особенно хорошо заметно. Последняя фаза предстартового поведения характеризуется двумя новыми особенностями. Во-первых, птицы часто взлетают на вершины деревьев и кустов и некоторое время (10-15 с) сидят там неподвижно. При этом они часто принимают характерную позу, так что создаётся впечатление, что птицы осматривают определённый сектор неба в направлении их миграции. Такие «осмотры» проводятся одной и той же особью по нескольку раз, причём птица часто может менять место наблюдения. Во-вторых, в это время иногда наблюдаются своего рода «ложные старты», когда птицы взлетают с деревьев, пролетают некоторое расстояние над водой (до 100-150 м) и вновь возвращаются на берег. Кроме того, у целого ряда видов птиц в это время наблюдается сильно выраженная голосовая «перекличка» (Muscicapa striata, Erithacus rubecula, Phylloscopus trochilus, Ph. collybita, Turdus pilaris, T. iliacus, T. philomelos).
Формы стартового поведения мигрантов очень разнообразны: одни особи исчезают из поля зрения, перемещаясь низко над водой, другие сразу начинают двигаться под разными углами к горизонту, третьи некоторое время кружатся над берегом и лишь после этого начинают лететь в определённом направлении.
Для большинства стартующих особей Phylloscopus spp. отмечена своеобразная форма стартового полёта («бабочка»), когда птица, кроме поступательного движения вперёд, колеблется в горизонтальной плоскости относительно главной линии полёта посредством постоянных, но кратковременных изменений ориентации оси тела. В некоторых случаях наблюдается явление набора высоты и только после этого птицы «ложатся» на определённый курс. Большинство рассматриваемых видов птиц стартует в одиночку и только некоторые общественные ночные мигранты (Turdus pilaris, Turdus iliacus, Muscicapa striata) взлетают группами разной величины.
В случае, если старт не имел места, можно говорить о послестартовом периоде, характеризующемся перемещениями птиц в поисках места ночёвки.

Все фазы предстартового и стартового периодов приурочены к определённому времени после захода солнца. Однако промежуток времени между моментом местного захода солнца и той или иной фазой поведения постепенно изменяется от начала к концу сезона (см. рисунок). Среднее время старта увеличивается от 45±2.51 мин во второй декаде апреля до 85±5.47 мин в третьей декаде мая. Подобная закономерность не является результатом видовых различий в сроках стартового поведения, а отражает сходство реакций разных видов птиц (и отдельных особей) на изменяющиеся внешние условия. В большинстве работ других авторов отмечается, что время старта зафиксировано и составляло в среднем 35-45 мин после захода солнца (Nisbet et al. 1963; Parslow 1962, 1969; Casement 1966; Herbard 1971). На наш взгляд, такое различие в результатах вполне закономерно. Наблюдения показали, что стартовое поведение птиц приурочено к определённому уровню освещённости. Все указанные работы проводились южнее 50° северной широты, где продолжительность вечерних сумерек в течение года не изменяется. В условиях же Ленинградской области с увеличением длины дня весной удлиняется и сумеречный период, так что критическая граница уровня освещённости постепенно сдвигается. В соответствии с этим сдвигаются и сроки старта. Колебания в сроках протекания различных фаз поведения в течение нескольких последовательных дней определяются разными условиями облачности, вызывающими заметные изменения в уровне освещённости для одного и того же времени суток.
У видов рода Turdus наблюдается сильная стимуляция поведения посредством развитого звукового общения. Имитация поведения у дроздов настолько велика, что можно говорить о «психическом аспекте» стартового поведения, который в большинстве случаев необходим, а иногда и достаточен для начала ночного полёта. По этой причине некоторые стаи дроздов могут взлетать несколько раньше средних сроков, а одиночные особи стартуют обычно позже или вообще не начинают ночной полёт.
Стартовое поведение не имеет места при сплошной облачности, плохой видимости, в дождливую и туманную погоду, сильно ограничивается скоростью ветра в приземном слое более 6-8 м/с (см. рисунок). Переменная облачность даже при отсутствии других ограничительных факторов значительно снижает число стартующих птиц. Кроме того, как показали специальные наблюдения за ночной миграцией птиц, улучшение погоды в более позднее время ночи не вызывает стартового поведения ни у одного из обсуждаемых видов птиц. С этим согласуются и данные, имеющиеся в литературе (Herbard 1971).

Заключение

Наблюдения за начальным периодом ночного полёта показали, что предстартовое перераспределение птиц по территории, а также «ложные старты» в большинстве случаев ориентированы в правильном миграционном направлении. Подобного рода поведение имеет место до появления в поле зрения наблюдателя первых звёзд. Таким образом можно предполагать, что ночные мигранты получают информацию о положении стран света ещё в светлое время суток.
Проведённые нами наблюдения подтвердили также, что стартовое поведение полностью подавляется сплошной облачностью (Большаков, Резвый 1971). Во всех случаях при полной облачности стартующие птицы не отмечались, несмотря на высокую численность мигрантов на побережье Финского залива.
Полученные данные свидетельствуют о функционировании у птиц во время старта только астрономической системы ориентации. Неясной остаётся способность мигрантов к ориентированным перемещениям в предстартовый период. Предполагается участие солнца в системе ориентационного поведения ночных мигрантов на данном этапе суточного ритма активности.

Литература

Большаков К.В., Резвый С.П. 1971. Влияние облачности и ветра на ночную миграцию птиц // Материалы симп. «Анализаторные системы и ориентационное поведение птиц». М.
Веllгоsе F. 1967. Radar in orientation research // Proc. 14th Intern. Ornithol. Conf. Oxford.
Casement M.B. 1966. Migrations across the Mediterranean observed by radar // Ibis 108, 4: 461-491.
Cochran W.W., Montgomery G.G., Graber R.R. 1967. Migratory flights of Hylocichla thrushes in spring: a radiotelemetry study // Living Bird 6: 213-225.
Drury W.H., Keith J.A. 1962. Radar studies of song-bird migration in coastal New England // Ibis 104, 4: 449-489.
Drury W.H. Jr., Nisbet I.С.Т. 1964. Radar studies of orientation of song-bird migrants in southeastern New England // Bird-Banding 35, 2: 69-119.
Evans P.R. 1966. Migration and orientation of passerine night migrants in North-East England // J. Zool. (London) 150, 3: 319-348.
Herbard J.J. 1971. The nightly initiation of passerine migration in spring: a direct visual study // Ibis 113, 1: 8-18.
Nisbet I.С.Т., Drury W.H. Jr., Baird I. 1963. Weight-loss during migration // Bird-Banding 34, 3: 107-138.
Nisbet I.С.Т., Drury W.H. Jr. 1967. Orientation of spring migrants studied by radar // Bird-Banding 38, 3: 173-186.
Parslоw I.L.F. 1962. Immigration of night migrants into southern England in spring 1962 // Bird Migration 2: 160-175.
Parslow I.L.F. 1969. The migration of passerine night migrants across the English Channel studied by radar // Ibis 111, 1: 48-79.

К.В. Большаков, С.П. Резвый.

Второе издание. Первая публикация в 1975 г . Большаков К.В., Резвый С.П. 1975. Наблюдения за поведением птиц в начальный период ночного миграционного полёта // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 9: 123-129.

Источник
Русский орнитологический журнал 2017, Экспресс-выпуск 1515. стр. 4431-4435.

Larvivora akahige (Temminck, 1835). Японская зарянка похожа на обыкновенную малиновку, но массивнее, тяжелее, хвост шире и короче. Передняя часть и бока груди, а также бока тела аспидного цвета. Селится в темных участках смешанных лесов, с кустарнико...

Muscicapa dauurica (Pallas, 1811). Средних и небольших размеров мухоловка, буроватой или рыжеватой окраски, без продольных пестрин, снизу преобладает белый цвет. Только у этой мухоловки из всех «серых» мухоловок не развиты пестрины на брюшной стороне...

Spinus spinus (Linnaeus, 1758). Чиж - мелкая птица, немного крупнее пеночки. Окраска самца состо­ит из сочетаний черного, зеленого и желтого. У самки окраска менее контрастна, и в первую очередь заметно отсутствие сплошной черной шапочки, верх головы...

Saxicola caprata (Linnaeus, 1766). Черный чекан обращает на себя внимание как своей контрастной окраской. Преобладающая окраска самца блестяще-черная. Пятна на крыльях вдоль предплечья, надхвостье, подхвостье и брюшко белые. В свежем оперении довольн...

Melanocorypha yeltoniensis (Forster,JR, 1768). Черный жаворонок по размерам крупнее скворца. Плотного телосложения, с длинными крыльями, не достигающими конца довольно длинного хвоста. По окраске черный жаворонок резко отклоняется от обычного типа «ж...

Oenanthe finschii (von Heuglin, 1869). Черношейная каменка - довольно крупная, плотного телосложения каменка, с относительно короткими крыльями и толстым клювом, приспособленная к обитанию в условиях пустынь. Среди прочих каменок выбирает едва ли не...

Oenanthe hispanica (Linnaeus, 1758). Черноухая каменка - небольшая, стройная каменка. Самец чернопегий, самка серо-бурая. Хвост на большем протяжении белый, с неровным черным концом. Населяет каменистые места с выходами скал, живет у лёссовых обрывов...

Calliope pectoralis (Gould, 1837). Черногрудая красношейка ведет довольно скрытный образ жизни, только в брачный период самцы, теряя осторожность, поют совершенно открыто и благодаря громкой песне и бросающейся в глаза окраске становятся особенно зам...

«Наблюдение за поведением птиц осенью»

Педагогическая цель: Продолжать формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах; учить различать птиц по способу их питания; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодное время года; упражнять в правильном употреблений наречий и времени; развивать ловкость, быстроту реакций; умение действовать по сигналу.

Целевые ориентиры образовани я: проявляет интерес к птицам, особенностям их жизни; различает птиц по внешнему виду; правильно произносит слова и звуки; инициативен в разговоре; способен к целенаправленному наблюдению за объектами; проявляет интерес к трудовым поручениям; творчество в самостоятельной игровой и двигательной деятельности.

Осваиваемые образовательные области :

Социально - коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно – эстетическое развитие»;

«Физическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.

Средства реализации : спортивное оборудование; атрибуты для игр; грабельки.

Организационная структура прогулки

1.Наблюдение за поведением птиц.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Беседа с детьми

Обратить внимание детей на то, что птиц становится всё меньше и меньше. Отметить, какие птицы чаще встречаются, а каких совсем не видно. Назвать перелётных и зимующих птиц, рассказать о причинах их отлёта. Продолжая рассказ о птицах, пояснить, что вечером голоса птиц становятся всё тише и тише, потому что готовятся ко сну (одни находят укромные места для ночёвки, другие прячутся в гнёздах или на ветвях деревьев).

Вопросы

Как изменилась жизнь птиц с приходом осени ? (Корма для птиц становится всё меньше, начинает холодать – птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлёту)

Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. Летом для птиц достаточно корма, они выводят и выкармливают птенцов. Осенью птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Что происходит осенью с кормом для птиц? Корма для птиц становится всё меньше и меньше: сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.

С чем связаны сроки отлёта насекомоядных и зерноядных птиц осенью? Насекомоядные улетают раньше. Так как исчезают насекомые, и птицам нечем питаться. Затем улетают зерноядные. Птицы, которые едят плоды, семена, зёрна.

Почему осенью птиц становится мало? С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и начинают исчезать насекомые.

Как птицы готовятся к отлёту? Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полётом.

Назовите первый признак приближения осеннего перелёта птиц? Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.

Какие птицы позже всех улетают на юг? Утки, гуси – водоплавающие птицы, улетают последними, пока не замёрзли водоёмы им есть чем питаться.

Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелёте на юг? Журавли летят клином - углом. Цапли и гуси – шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом.) некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие – насекомоядные птицы – летят скученной стаей.

Предложить детям собраться вместе для «перелёта»; построиться клином, прямой линией и т. д.

Рассказать об отлёте журавлей осенью. Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удаётся увидеть как передовой журавль - вожак - меняется местами со своим соседом. Один из них полетает под другого и занимает его место.

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай»,

За собою лето кличут,

Забирают в тёплый край

Исследовательская деятельность.

Предложить детям рассмотреть карточки - схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, косяк, хаотично, скученно расположенные птицы. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка - схема.

Трудовая деятельность

Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель : воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь»

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч одному из игроков, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде. На слово «огонь» - отбросить. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Подвижные игры

«Гуси – лебеди»

Цель: Упражнять в беге с увертыванием, в ловле. Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли. Согласовывать слова с игровыми действиями. Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать целеустремленность, положительный эмоциональный настрой.

«Затейники»

Цель: Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.

Подвижные игры по выбору детей.

Самостоятельные игры детей.