Когда русские писатели стали печатать на машинках. Перо, печатная машинка, компьютер, или как пишутся рукописи

Прочитав этот заголовок, многие решат, что эра классических пишущих аппаратов уже давно завершена. Компьютеры, ноутбуки, сенсорные гаджеты вытеснили изобретения прошлого века. Однако печатная машинка до сих пор популярна среди творческих людей и в некоторых государственных организациях, тем более что современный рынок электронных товаров предлагает удобные пишущие устройства. Среди разнообразия аппаратов можно найти тот, который будет поддерживать ту самую атмосферу творчества и соответствовать требованиям прогресса.

Устройство печатной машинки

Технические устройства XIX-XX веков представляют собой аппарат, оснащенный набором клавиш, нажатие которых приводит к появлению печатных символов на носителе – бумаге. История создания машинки начинает свое существование с 1714 г. В России первое пишущее устройство было произведено в 1928 г., называлось оно «Яналиф». Позже распространились портативные аппараты «Москва», «Любава» и канцелярские «Ятрань», «Украина». Из зарубежных марок были популярны «Оптима», «Эрика», «Роботрон». Принцип работы печатных устройств описан ниже.

Механической

Буквы наносятся на бумагу с помощью специальных рычагов, которые заканчиваются площадками с пластиковыми или металлическими литерами. При нажатии на клавишу рычаг ударяет по пропитанной чернилами ленте, благодаря чему на подводимой бумаге остается след литеры. Сдвиг листа осуществляется автоматически. Конструкция печатной машинки бывает 4 типов:

  1. С цилиндром. Шрифт размещен на удлиненном цилиндре, который движется вперед-назад, чтобы подобрать букву, после чего молоток бьет с задней стороны, пропечатывая знак на бумаге.
  2. С рычагами. Отпечаток получается в результате удара по бумаге рычагом, расположенным в шлицах сегмента.
  3. С шариком. Буквы нанесены на пишущую головку, которая перемещается по ходу набора текста. Такие машинки печатают разными шрифтами.
  4. С ромашкой. Это изобретение – специфический носитель матриц, с которых снимается отпечаток. На каждом лепестке ромашки размещен один знак.

Электронной

Современные устройства являются гибридами классических печатных аппаратов и компьютеров. Электронная пишущая машинка оснащена небольшим E-Ink-дисплеем, на который выводится текст. Для работы используются электронные чернила, поэтому ваши глаза не будут уставать. Печатное устройство имеет компактные габариты, емкий аккумулятор, позволяющий автономно функционировать до 4 недель. Набранный материал сохраняется в памяти аппарата и при подключении к беспроводной сети передается в виртуальное хранилище, откуда можно скачать файл из любого гаджета.

Купить печатную машинку

Новые устройства можно найти в продаже, но производитель существенно сократил их выпуск. Внешний вид современных аппаратов далек от старинных моделей, да и не навеивает той атмосферы. Если вы хотите купить пишущую печатную машинку, которая уже стала раритетом, смотрите частные объявления, например, на Авито. Многие старинные приборы еще в рабочем состоянии и могут служить не только украшением коллекции.

Ятрань

Этот отечественный печатный механизм выпускался в Кировограде с 1975 до 1995 года. Есть несколько модификаций машинки, которые касаются длины каретки (короткая, средняя, длинная), материала корпуса (алюминиевый, пластмассовый). Производитель создал 12 моделей. Характеристики печатного аппарата:

  • Название: Ятрань.
  • Цена: б/у модели стоят 1000-10000 рублей.
  • Работает с 7 алфавитами, тип шрифта «Пика», «Медиум». Длина печатной строки составляет 305 и 435 мм. Модели имеют электромеханический привод блока печати и возврата каретки. Количество печатающих клавиш – 46, количество знаков – 92. Предусмотрено 5 величин междустрочного интервала (от 4,25 до 12,75 мм).
  • Плюсы: высокое качество печати, инструкция содержит детальное описание, как использовать прибор.
  • Минусы: тяжелые, модели с пластмассовыми рычагами быстро ломаются.

Ундервуд

Одна из самых популярных пишущих машинок из США. Первые две модели производились в период между 1896 и 1900 гг. Особо успешным оказался выпуск Ундервуд №5: в начале 1920-х годов было продано больше миллиона аппаратов. Позже машинки стали оснащать механизмами, совершающими операции сложения и вычитания. Перед Второй мировой войной производитель создал самую большую в мире пишущую машинку. В 1959 г. контрольный пакет акций «Ундервуд» приобрела компания «Оливетти». Характеристики прибора:

  • Название: Ундервуд.
  • Цена: купить пишущую машинку можно за 9000-16000 р.
  • Машинка компактная и стильная, имеет горизонтальные буквенные рычаги. Клавиатура оснащена 42 клавишами и 90 знаками. Есть три вида устройств с разной длиной каретки, два размера шрифта: стандартный и крупный.
  • Плюсы: прибор легкий, за ним просто ухаживать, правильная конструкция устройства сводит к минимуму опечатки, даже на фото видно элегантный дизайн.
  • Минусы: высокая стоимость, покупателю нужно искать товар у частных лиц, которые могут поставить несоответствующую цену.

Машинописное устройство является лицензионной копией «Эрики», выпускаемой ГДР. Купить пишущую машинку в СССР было относительно легко, поскольку цена ее двух моделей составляла 180 и 190 рублей (после 1983 г.). Характеристики:

  • Название: Любава.
  • Цена: 1000-3500 р.
  • Корпус устройства пластмассовый, дно черного цвета, под клавишами отсутствует. Количество клавиш – 44, длина печатной строки – 225 и 305 мм, три варианта междустрочных интервала. Диаметр вала прокручивания – 32,3 мм. Через копирку можно получить 3 четких копии.
  • Плюсы: модели легкие (5,2 и 5,7 кг), имеют небольшие габариты, дающие возможность переносить машинку в любое место.
  • Минусы: машинка полностью механическая, поэтому для ее нормальной работы нужен тщательный уход – регулярная чистка и смазка. Пластмассовый корпус неустойчив к повреждениям.

Сколько стоит печатная машинка высокого качества и давнего года выпуска? Оценку в денежном эквиваленте выставляют коллекционеры, которые знают, с каким товаром имеют дело. Однако даже ранние машинки Оливетти не принадлежат к категории раритетных, поэтому знающие люди продают их по невысокой цене. Современные модели тоже стоят недорого. Выгодные объявления от частников можно найти не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России. Характеристики:

  • Название: Olivetti.
  • Цена: 1200-1500 р.
  • Электрическая машинка использует тип печати с ромашкой. Оснащена картриджем, который необходимо периодически менять или заправлять. Длина строки – 228 мм, предусмотрено 5 вариантов междустрочного интервала, исправление опечаток.
  • Плюсы: низкая цена, небольшой вес.
  • Минусы: неудобства при работе с картриджем.

Optima

Машинки производства ГДР были популярны в 50-х годах прошлого века. Выпущено немало ходовых моделей – Elite 2, Elite 3, М12, М14 и другие. Однако фабрика Optima существовала недолго, вскоре предприятие Zentronik Robotron стало монополистом в Восточной Германии. Характеристики популярной модели:

  • Название: Optima М12/
  • Цена: 1500-3000 р.
  • Механическое печатное устройство имеет ширину каретки 32 см. Предусмотрено 5 вариантов интервалов, 46 клавиш и 92 литеры.
  • Плюсы: направители строк сделаны из прозрачного материала, который не закрывает напечатанный текст, есть клавиша распутывания литерных рычагов.
  • Минусы: не обнаружено.

Видео

Печатная машинка - одно из механических устройств, которые с приходом компьютеров отжили свое. Сегодня это уже «прошлый век». Последний в мире завод по производству пишущих машинок, принадлежавший индийской компании Godrej and Boyce, был закрыт в 2011 году.

Между тем на протяжении ста с лишним лет пишущая машинка служила основным орудием производства для людей, чья деятельность так или иначе была связана с текстами: администраторов, штабных писарей, рекламистов, переводчиков и, конечно, писателей.

Для писателей печатные машинки вообще были не просто инструментами, а скорее друзьями. По тем же самым параметрам, по которым мы подбирали себе печатные машинки сейчас мы подбираем клавиатуры. Кстати, а вы какими клавиатурами пользуетесь и каким критериям ваша клавиатура должна соответствовать?


Dactyle (Dactyle). Paris, 1893.


Начало 1940-х. Уильям Фолкнер (1897-1962) за своей пишущей машинкой, сидя на балконе, работает над пьесой. Голливуд, Калифорния.


Stenograph 1, третья модель (United States Stenograph Co.), Сент-Луис, Миссури. 1882.


1948. Орсон Уэллс (1915-1985) за пишущей машинкой на съемках фильма «Леди из Шанхая».


Adler Model 7 (Adler office machines, 1925). Самая знаменитая пишущая машинка фирмы. Первые устройства Adler появились на рынке в 1913 г.



1944. Эрнест Хемингуэй (1899-1961) за пишущей машинкой перечитывает свою статью, написанную в период его работы фронтовым корреспондентом.



Peoples (Garvin Machine Co.). Нью-Йорк, 1891. Простая символьная пишущая машинка. Правой рукой осуществляется указание на символ, левой - управление клавишами «печать», «пробел» и shift.



1970. Американский писатель Уильям Берроуз (1914-1997). Париж.




McLoughlin Brothers (McLoughlin Bros. Inc). Нью-Йорк, 1884. Первая пишущая машинка, предназначенная для детей.



Simplex 1 (The Simplex Typewriter Co.). Нью-Йорк, 1892.




23 января 1957. Драматург Теннесси Уильямс (1911-1983) за пишущей машинкой в своем рабочем кабинете. Ки-Уэст, Флорида.



Caligraph 2 (American Writing Machine Co.). Нью-Йорк, 1882. Первая пишущая машинка с двойным набором клавиш (без клавиши shift).








23 февраля 1964. Британский писатель Ян Флеминг (1908-1964), автор романов о Джеймсе Бонде, за пишущей машинкой у себя дома. Ямайка.


1956. Франсуаза Саган (1935-2004) за пишущей машинкой. Сан-Тропе, Франция.


Линейная пишущая машинка Odell 1 (Odell Typewriter Company). Озеро Женева, Висконсин, 1889.


Olivetti Studio 42, 1936.



Писатель, телеведущий и колумнист «Геральд трибьюн» Джон Кросби (1912-1991) за пишущей машинкой.


Crandall (Crandall Machine Company). Кротон, Нью-Йорк, 1886. Одна из самых красивых пишущих машинок на свете, к тому же обогнавшая свое время: 84 символа на ней можно было напечатать, используя всего 28 клавиш.



Ноябрь 1981. Британский писатель Кингсли Эмис (1922-1950) за пишущей машинкой.



Granville Automatic (Mossberg & Granville Mfg. Co.). Провиденс, Род-Айленд, 1896. Уникальная пишущая машинка, позволявшая с клавиатуры не только переключать регистр, но и осуществлять возврат каретки.

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее.

Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.


Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.


Принцип работы одной из модификаций печатных машинок Williams Typewriter demonstration

Старая открытка - девушка с пишущей машинкой

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.


Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.

Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

Принцип работы индексной печатной машинки The Mignon Index Typewriter – 1905

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН.

Это не опечатка – привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

На протяжении значительной части XX века почти все официальные документы, исходящие от государственных инстанций (и их внутренний документооборот), печатались на машинке. При этом в СССР заявления, расписки и автобиографии граждан зачастую писались от руки; от руки часто составлялись и протоколы. Однако ежели гражданин чего-то хотел от государства требовалось приносить рукописи, характеристики и анкеты в машинописном виде, чтобы не требовалось разбирать зачастую непонятный почерк авторов. Этим занимались Машинистки, либо в машбюро, либо секретари-машинистки в подразделениях. Грохот стоял невообразимый, несмотря на специальные подкладки под устройства и звукопоглощающую облицовку.

Каждая пишущая машинка в СССР поступала на контроль в Первом отделе и с нее снималась копия всех литер. Были времена когда их заставляли сдавать на праздники и выходные. Меня-же как-то попросили снять оттиск со шрифтов моего первого матричного "Роботрона". Я принес. Рулон был толстый. Больше не просили.

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь. Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось. Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма. В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) - бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова. Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 - вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

При быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати то есть придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая с одной стороны заставляла машинисток работать медленнее, а с другой ликвидировала простои.

Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.

Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге. Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН. Это не опечатка - привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

Мадам-секретарь

Перепечатка рукописных текстов на пишущей машинке была делом специальных работников — машинисток (поскольку профессия была преимущественно женской, мужской вариант термина не прижился); ранее их также называли ремингтонистками или ремингтонистами(по марке машинок «Ремингтон»). Работы по печати документов на пишущих машинках назывались машинописными работами и выполнялись в специальных организациях или отделах («машинописных бюро»).

Пишущая машинка не только произвела революцию в конторской работе, но и изменила состав конторских служащих. Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала мощным орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины. Пишущая машинка, заметил Кристофер Шоулс незадолго до своей смерти в 1890 г., «очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать».

Однако вскоре женщины начали понимать, что они освободились от кухонной печи лишь для того, чтобы стать рабынями пишущей машинки. Это устройство не прощало ошибок: стоило случайно нажать не ту клавишу и всю страничку приходилось перепечатывать. Появление в 20-х годах нашего столетия электрической пишущей машинки не решило проблемы. Она работала быстрее и была удобнее для пальцев, однако по-прежнему один нечаянный удар не по той клавише неминуемо вызывал ошибки.

Начиная с последней трети XX века компьютерные технологии начали вытеснять пишущие машинки. Сегодня компьютеры (с соответствующими периферийными устройствами) полностью взяли на себя функции пишущих машинок, которые таким образом безнадёжно устарели. Несмотря на то что они стали электрическими, а некоторые даже научились исправлять опечатки с помощью специальной ленты.

Когда после второй мировой войны появились первые компьютеры, модифицированные пишущие машинки, естественно, стали применяться для печати выводной информации центрального процессора. Приблизительно через десять лет их использовали уже и для подготовки данных. Однако проблема ошибок и связанного с ними утомительного перепечатывания оставались, что выглядело еще более досадным на фоне высокого быстродействия центрального процессора ЭВМ.

Но вместе с пишущей машинкой скончались и машбюро, этот чудесный девичий мирок куда захаживали попить чайку, и не только чайку, и не только....Да и профессия машинистки приказала долго жить. А ведь еще в 80-х их так ценили, дарили шоколадки..

А 26 апреля 2011 года мы узнали, что последний на Земле производитель этого замечательного печатного прибора — индийская компания Godrej and Boyce — закрывает единственный оставшийся завод в Мумбаи.

Долгие столетия писательский труд был именно писанием, т.е. собственноручным испещрением клочка бумаги (папируса, пергамента) затейливыми черточками, петельками и крючочками.
Но вот наступил ХХ век с его постоянно совершенствуемыми возможностями машинописи, а привычка к рукописанию никуда не делась. Писатели упорно продолжали покрывать своими каракулями тонны бумаги.
Почему? Послушаем их самих:

Пишу карандашом. Мне нужно не менее дюжины их и машинку для заточки. О, и очень много бумаги! Пишущая машинка — для окончательного варианта и для копий.
Э.Хемингуэй

Когда пишу от руки, у меня создается впечатление, что я более искренен, не столь литературен. За пишущей машинкой у меня все получается слишком гладко. Это напоминает проигрывание фортепьянных гамм. Моими мыслями каким-то образом управляют пальцы.
Г.Миллер

Я пишу от руки, потому что не привык думать за машинкой. Мне нужно чувствовать в руке карандаш, видеть, как из-под кончика карандаша выходят слова, и, если слово не то, я его просто стираю и пишу новое. Мне надо все сначала записать на бумагу. Только после этого я перепечатываю все на машинке, но сначала мне нужно, чтоб текст был написан от руки, чтоб я чувствовал его.
У.Фолкнер

Перо. Пишущая машинка, мне кажется, должна вредно влиять на ритм фразы.
М.Горький

Нарезаны четвертушки бумаги, очинен химический карандаш, приготовлены папиросы, я сажусь за стол.
Е.Замятин

Пишу пером. Карандашом пользуюсь иногда для отделки какой-нибудь фразы. Рисунков на рукописи не делаю. Возможности печатать вещи сразу на пишущей машинке искренно не понимаю.
М.Слонимский

Я пишу только ручкой, только на хорошей бумаге. Бумагу я привезла из Швейцарии. Я люблю хорошие ручки, чтобы была легкая подача чернил. Бумага и ручка мне не должны мешать.
В.Токарева

Во время работы я не выношу шума машинки. Я наедине с мягким «самопишущим» пером и квадратной глянцевой бумагой.
Н.Никитин

Пишу всегда пером. В местах ответственных, прежде чем положить фразу на бумагу, тщательно строишь ее в уме. Когда черновик готов, начинаешь со всем тщанием править его. Получается вторая редакция рассказа. Рукопись становится неимоверно грязной, со вставками, подклейками, четырехэтажными поправками в поисках нужного слова. Затем рукопись передаешь для переписи на машинке. Ошибки сразу выпирают. Большая правка, третья редакция. тут иногда достается не только стилю, но и общей концепции рассказа. Вновь машинка, если рассказ пишешь вчерне месяц, то отделываешь его недели три. Звучность, инструментовку речи я ставлю во главу угла. Работая, автор должен всегда прислушиваться к своему перу.
В.Шишков

Щелканье машинки мне мешает, я всегда пишу только пером. Перо для меня не безразлично — писать люблю мягким пером, если есть, то медным.
А.Чапыгин

Если бы я показал вам свою записную книжку, вы бы обнаружили массу завитушек, и стрелочек, и легких зачеркиваний, сквозь которые проступает первый вариант. Переходишь от этого к печатному тексту — и он тут же выглядит более закоснелым. Кстати, все это чепуха насчет того, что на компьютерах удобнее жонглировать текстом. Ничто не сравнится с возможностями рукописи. В ней ты переставляешь куски текста, физически не сдвигая их, то есть всего лишь указываешь на возможность перемещения, оставляя изначальную мысль нетронутой. Проблема компьютера в том, что у конечного результата нет памяти, нет происхождения, нет истории — маленький курсор (или как он там называется) дрожит где-то в центре экрана, создавая иллюзию того, будто вы думаете. Даже когда вы давно уже перестали.
М.Эмис

Когда я учился писательскому мастерству в колледже, мне приходилось, как и всем, сдавать свои сочинения, набранными через двойной интервал шрифтом Times New Roman. И у меня все выходило ужасно. Стоило мне только начать писать от руки, как работа пошла веселее, и ее качество заметно улучшилось.
Чем дальше я держусь от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Microsoft Word — это мой враг. Я все время пользуюсь им на работе, поэтому в остальное время стараюсь с ним не связываться.
Думаю, что чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше получаются произведения. Можно почувствовать чернила на бумаге. Можно разложить листы по всему столу и перебирать их. Можно положить текст везде, где на его будет удобно смотреть.
О.Клеон

Тем не менее, технический прогресс постепенно находил все больше сторонников среди пишущей братии. Уже в начале 1920-х годов печатная машинка стала неотъемлемой принадлежностью писательских столов.

Я работаю сразу на машинке, правлю по окончании каждой страницы, очень много вычеркиваю, без жалости, если даже какое-то отдельное сравнение кажется удачным, переписываю и снова мараю. В итоге каждая страница — это восемь-девять склеенных кусочков. Другой метод — написать все произведение вчерне, а затем переписывать начисто — куда экономней, но у меня отвращение к плохо написанному тексту. Такой же отделке подвергаю каждую законченную главу. Это опять-таки не экономно. Но когда пишешь главу, хочется, чтобы все в ней было ясно; тогда чувствуешь, как постепенно меняется форма всего произведения.
И.Эренбург

Я пишу на машинке с 1930 года — испортился почерк. Работаю я медленно. В лучшие годы писал не более пяти отделанных машинописных страниц в день при работе с утра до ночи. Вечером я только правлю написанное.
И.Эренбург

На пишущей машинке. Рукописный текст всегда неясен (не разборчивость почерка, индивидуальность его, малое — сравнительно с печатным — количество слов на странице). Все это мешает каждую минуту отрешаться от себя, взглядывать критически, как на чужое, на свою работу. Когда фраза слишком сложная, или когда они толпятся, забегая вперед, — набрасываю их пером. Мне никогда не удавалось набросать от руки больше трех, четырех страниц, сейчас же тянет взглянуть на это в печатном виде — на машинке.
А.Толстой

Техника письма. Набрасываю пером и сейчас же стукаю на машинке. К карандашам чувствую отвращение.
А.Толстой

Рассказы до листа пишу на машинке сразу, больше листа — пером и затем на машинке.
Б.Пильняк

В конце ХХ века нашлись свои поклонники и у компьютера.

Писал от руки. Печатал черновик на машинке, правил, перепечатывал. В середине 1980-х с радостью перешел на компьютер, и теперь пишущая машинка кажется мне грубой механической помехой. В текстовом редакторе есть что-то более интимное, он ближе к мысли как таковой. Эфемерность еще не распечатанного материала похожа на невысказанную мысль. Мне нравится возможность без конца переделывать фразы, мне нравится, как преданная машина запоминает все мои маленькие пометки.
И.Макьэн

Особняком в этом отношении стоял Л.Фейхтвангер, который имел обыкновение надиктовывать свои романы.

Наконец, сформировалась еще одна группа писателей, которые сочетают возможности пера и печатной машинки (компьютера).

Сначала я все пишу от руки. Писать от руки я могу в течение двух часов, не больше, — пальцы немеют. Тогда я откладываю ручку и начинаю перепечатывать написанное, попутно что-то меняя; пожалуй, это первая стадия редактирования.
М.В.Льоса

Первые сто страниц пишу не оглядываясь. Пишу от руки. После того как этот первый вариант жена напечатает или наберет на компьютере, я обычно весь его перекраиваю, правлю, выбрасываю нещадно абзац за абзацем. Если у меня от десяти рукописных страниц остается одна печатная — это хорошо.
А.Рыбаков

Я пишу не только на компьютере, иногда и от руки тоже. Рукой я написал «Ловца снов» и «Мешок с костями» — хотел понять, как получится. Кое-что изменилось. Прежде всего, дело пошло медленнее — когда пишешь от руки, времени уходит больше. И каждый раз, когда я начинал писать, во мне просыпался лентяй и говорил: «А это обязательно?» У меня после этих упражнений до сих пор мозоль на пальце. Зато работа с черновиками была куда увлекательней. Мне показалось, что первый вариант получился более отточенным — все потому, что спешить не получалось. Ведь писать можно только с определенной скоростью. Это все равно как мчаться на мотоцикле или идти пешком.
С.Кинг

P.S.
Я раньше тоже сочетал рукописание и стучание по машинке и клаве, но последние годы мараю страницы только на мониторе. Мне тоже необходимо видеть сразу всю фразу, а часто — и весь абзац для того, чтобы добиться необходимого ритма, избежать повторов, увидеть слабые места и т.д. Кроме того, историк поневоле использует много цитат, а их удобнее копировать и переносить в текст при помощи мышки:).
————————————————-
Цитаты приведены по:
А. Синиярв. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПИСАТЕЛЯ