Как направить гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование. Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих российской федерации Гражданские
· 28 календарных дней
· 30 календарных дней
· 35 календарных дней
· 40 календарных дней
· 45 календарных дней
Сколько календарных дней составляет продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет при стаже гражданской службы 15 лет и более?
· 7 календарных дней
· 10 календарных дней
· определяется представителем нанимателя в каждом конкретном случае индивидуально
506. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет НЕ может превышать:
· Для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы, - 50 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих главные должности гражданской службы, - 45 дней, для гражданских служащих иных групп - 40 календарных дней
· Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 55 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 45 календарных дней
· Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней
· Ограничения не устанавливаются
507. Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование:
· как в Российской Федерации, так и за ее пределами
· только в Российской Федерации
· только в Российской Федерации и других государствах – участниках СНГ
· в Российской Федерации, а также за ее пределами при условии наличия соответствующих международных соглашений
508. Основанием для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование НЕ является:
· Назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе
· Включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе
· Результаты аттестации гражданского служащего
· Письменное заявление гражданского служащего
509. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя:
· профессиональную переподготовку и повышение квалификации
· второе высшее образование и профессиональную переподготовку
· стажировку
· подготовительные курсы
· аспирантуру, соискательство
510. Денежное содержание гражданского служащего состоит:
· из должностного оклада и оклада за классный чин
· из должностного оклада, оклада за классный чин и дополнительных выплат
· из должностного оклада, оклада за классный чин и материальной поддержки
· из оклада за классный чин
511. Какова ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе при стаже гражданской службы свыше 15 лет:
· 20 процентов
· 30 процентов
· 15 процентов
· 25 процентов
512. Учитывается ли стаж муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы:
· учитывается, если до замещения должностей муниципальной службы гражданский служащий находился на государственной службе
· учитывается в соотношении 2 к 1
513. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются:
· Федеральным законом
· Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации
· Правительством Российской Федерации
· Руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти в отношении федеральных государственных гражданских служащих, замещающих в этом органе должности федеральной государственной гражданской службы
514. Какую сумму должен выплатить представитель нанимателя гражданскому служащему в случае прекращение служебного контракта, заключенного с нарушением обязательных правил, допущенным не по вине гражданского служащего:
· месячное денежное содержание
· два месячных денежных содержания
· представитель нанимателя не должен осуществлять никаких выплат
515. Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет:
· 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин
· 60 лет (данная норма действует до 01.01.2017 ФЗ № 143-ФЗ от 23.05.2016)
· 65 лет
516. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему:
· Начисляется в полном объеме во всех случаях
· Не начисляется ни в каких случаях
· Начисляется в случае отстранения на период урегулирования конфликта интересов
· Не начисляется в случае отстранения на период урегулирования конфликта интересов, в иных случаях начисляется
517. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе осуществляют:
· Органы прокуратуры
· Органы юстиции
· Контрольно-счетная палата РФ
518. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается:
· Законодательным органом субъекта Российской Федерации
· Высшим должностным лицом субъекта Федерации
· Президентом Российской Федерации
· Федеральным законом
519. Каким из перечисленных ниже правовых актов утверждается Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы:
· указом Президента Российской Федерации
· постановлением Правительства Российской Федерации
· приказом руководителя Росреестра
· приказом министра труда РФ
Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего
1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.
2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:
1) решение представителя нанимателя;
2) результаты аттестации гражданского служащего;
3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории "специалисты" высшей группы должностей гражданской службы впервые;
5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.
4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:
1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.
6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.
7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.
9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
10. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее - сертификат).
11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды дополнительного профессионального образования. Закон о системе государственной службы закрепляет, что переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов РФ.
Согласно Закону о гражданской службе одним из прав гражданского служащего является его право на дополнительное профессиональное образование, которое включает: профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Профессиональная переподготовка - это получение гражданскими служащими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Повышение квалификации - это обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Оно осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Стажировка - это процедура формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Нормативными правовыми актами об особенностях отдельных видов государственной службы могут предусматриваться и другие виды дополнительного профессионального образования государственных служащих.
Например, приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 утверждено Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Согласно этому документу видом профессионального образования в системе МВД России являются учебные сборы. Их цель - повышение профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач по занимаемой или новой должности.
Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющих право на выдачу документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право на включение в схему централизованного государственного финансирования. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа, который формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на их индивидуальных планах профессионального развития .
Такой план разрабатывается самим гражданским служащим совместно с непосредственным руководителем сроком на три года. В индивидуальном плане указываются :
цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
направления дополнительного профессионального образования;
ожидаемая результативность.
Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой. В программе, рассчитанной на три года:
прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений;
указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;
прогнозируется ожидаемая результативность. Федеральными государственными органами не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, представляются заявки на обучение гражданских служащих в федеральный государственный орган по управлению государственной службой. К заявке прилагается пояснительная записка с обоснованием основных направлений дополнительного профессионального образования.
Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на основе таких заявок определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих и рассчитывает объем его финансирования.
Не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, в Правительство РФ вносятся согласованные с Администрацией Президента РФ предложения:
об объеме финансирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих на соответствующий год с необходимыми обоснованиями;
о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.
Государственный заказ утверждается Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Размещение указанного государственного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на конкурсной основе.
Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государственной службой, с одной стороны, и соответствующее образовательное учреждение, с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих.
Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажировки. Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих регламентируется Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются :
назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.
Гражданский служащий может получать дополнительное профессиональное образование и за границей.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий .
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или частичным отрывом от государственной гражданской службы .
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы , осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы .
Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.
Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации.
Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие нормативные сроки освоения образовательных программ :
для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности - более 500 аудиторных часов;
для получения гражданскими служащими дополнительной квалификации - более 1000 часов, в том числе более 75% аудиторных часов.
Гражданскому служащему в качестве разделов программы профессиональной переподготовки могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки .
Освоение гражданскими служащими образовательных программ профессиональной переподготовки завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: диплом о профессиональной переподготовке, диплом о дополнительном (к высшему) образовании.
Диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.
Требования к повышению квалификации гражданских служащих. Повышение квалификации осуществляется в целях :
освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары) - объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);
комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач - объемом от 73 до 144 аудиторных часов.
При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов могут быть зачтены программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
Повышение квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний :
по краткосрочным программам повышения квалификации - экзамен в форме тестирования;
по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов - экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации; свидетельство о повышении квалификации.
Требования к стажировке. Программа стажировки разрабатывается образовательным учреждением совместно с государственным органом, гражданские служащие которого направляются для прохождения стажировки, и государственным органом или иной организацией, принимающими стажеров.
Продолжительность стажировки , являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, - от двух до четырех месяцев . Продолжительность стажировки, являющейся частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ.
Освоение гражданскими служащими программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, завершается отчетом о стажировке и обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца - свидетельство о прохождении стажировки.
Дополнительное профессиональное образование государственных служащих иных видов государственной службы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих иных видов государственной службы регулируются специальными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации повышение квалификации и профессиональную переподготовку средний, старший и высший начальствующий состав органов внутренних дел проходит в образовательных учреждениях МВДРоссии, других образовательных учреждениях, имеющих лицензии и государственную аккредитацию; младший, средний и старший начальствующий состав - в центрах профессиональной подготовки. Стажировку рядовой и начальствующий состав проходит по месту службы, в иных органах внутренних дел, федеральных органах исполнительной власти и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке).
Целью повышения квалификации служащих МВД России является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации включает следующие виды обучения :
краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по конкретным вопросам оперативно-служебной деятельности сотрудников, которое заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по правовым, оперативно-техническим, криминалистическим, психологическим и другим проблемам, возникающим на уровне департаментов, регионов, органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.
Целью профессиональной переподготовки сотрудников является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов правоохранительной и оперативно-служебной направленности, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка сотрудников проводится по учебным планам и программам, предусматривающим объем учебного времени свыше 500 часов аудиторных занятий. По результатам прохождения профессиональной переподготовки сотрудники получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Учебные сборы в центрах профессиональной подготовки проводятся, как правило, в объеме не менее 72 и не более 144 часов.
Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего
Дополнительное профессиональное образование отнесено к основным правам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.
Представитель нанимателя и образовательное учреждение или иная организация, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, обеспечивают необходимые условия для освоения служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования.
За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.
Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются:
в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.
Кроме перечисленных оснований профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется и в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.
На профессиональную переподготовку направляется гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители".
По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация.
Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя.
Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.
На повышение квалификации направляется гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу, а также гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.
Стажировка гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:
а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;
б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.
Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы. Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от гражданской службы. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от гражданской службы.
Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362, которым утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих. Государственные требования введены в действие с 1 января 2009 г. и обязательны для всех образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.
В соответствии с государственными требованиями дополнительным профессиональным образованием гражданских служащих является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие гражданских служащих. При этом образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования для гражданских служащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения.
Государственными требованиями предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих может осуществляться с отрывом, с частичным отрывом (до трех рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.
В государственных требованиях раскрыто понятие "стажировка". В частности, стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, может колебаться в интервале от 2 до 4 месяцев. При этом продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ. Стажировка гражданских служащих на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществляется с отрывом от гражданской службы. В государственных требованиях определены особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации, закреплены функции государственного органа по управлению государственной службой и образовательного учреждения при организации указанного образования за рубежом.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.
Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:
а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
б) направления дополнительного профессионального образования;
в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.
Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В программе, рассчитанной на три года:
а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений;
б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;
в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.
Система обучения гражданских служащих должна быть построена на дифференцированном подходе в соответствии с занимаемыми должностями с учетом категорий и групп должностей. Дифференцированные учебно-тематические планы и системы индивидуального обучения эффективно реализуются при подготовке гражданских служащих к квалификационным экзаменам. Перспективным представляется внедрение в деятельность образовательных учреждений дополнительного образования единой унифицированной системы организации учебно-воспитательного процесса, рассчитанной на двухгодичную образовательную программу с организацией стажировок в федеральных органах исполнительной власти, органах власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления. Не менее важным является формирование системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений высшего образования в последующей профессиональной деятельности на гражданской службе.
Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:
а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;
Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами, исходя из целей и содержания обучения, и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).
Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются в группах численностью не более 10 человек. Профессиональная переподготовка и стажировка за рубежом осуществляются индивидуально.
Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика. Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием.
25 января 2008 г. принято распоряжение Президента Российской Федерации N 28-РП "Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2008-2010 годах".
В соответствии с этим распоряжением приоритетные направления дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации и состав групп гражданских служащих, направляемых за рубеж, утверждаются Администрацией Президента Российской Федерации.
После утверждения Правительством Российской Федерации государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год размещение государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в 2008-2010 годах за пределами территории РФ будет осуществляться в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. С этой целью Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации поручено разработать и реализовать с участием российских и иностранных учебных заведений и различных организаций образовательные программы, включающие предварительное обучение гражданских служащих перед направлением за рубеж и их итоговую аттестацию. Гражданским служащим, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации обеспечивает выдачу документа о дополнительном профессиональном образовании государственного образца.
Ответ на вопрос:
Согласно ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.
Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Согласно Указу Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 08.03.2015) "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" п повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Как направить гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
Виды допобразования
Какие существуют виды дополнительного профессионального образования гражданских служащих
Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование в виде:
профессиональной переподготовки;
повышения квалификации.
Об этом сказано в части 1 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, подпункт «в» пункта 19 статьи 99 Закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ.
Основания для допобразования
В каких случаях необходимо направлять гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования
Направить гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования нужно по следующим основаниям:
назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на другую должность на конкурсной основе;
включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности на конкурсной основе;
решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности при условии успешного освоения им образовательной программы;
назначение гражданского служащего на другую должность в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа. При этом должно быть выполнено одно условие: служащий должен получить дополнительное профобразование по тому направлению деятельности и по той должности гражданской службы, на которую он назначается.
Такой перечень оснований предусмотрен частью 4 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пунктом 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.
Профессиональная переподготовка
В каких случаях необходимо направлять гражданских служащих на профессиональную переподготовку
Государственный орган также может направить гражданского служащего на профессиональную переподготовку в следующих случаях:
изменился вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
гражданский служащий, замещающий должность категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» назначен в порядке должностного роста на должность категории «руководители».
Представитель нанимателя определяет необходимость переподготовки гражданских служащих, замещающих должности категории (группы):
«руководители» (высшей и главной групп);
«помощники (советники)» (высшей и главной групп);
«специалисты» (высшей и главной групп);
«обеспечивающие специалисты» (главной группы).
Это предусмотрено абзацем 4 пункта 4 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.
Периодичность повышения квалификации
Как часто проводится повышение квалификации для гражданских служащих
Повышение квалификации гражданский служащий проходит по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Если он впервые принят на должность гражданской службы (до этого работал в организациях, учился), направьте его на повышение квалификации после окончания испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Также курсы повышения квалификации должен пройти гражданский служащий, повышенный в должности в пределах одной категории должностей. Такие правила содержит часть 5 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункт 5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.
Требования к образовательным организациям
Какие требования предъявляются к образовательным организациям, в которых гражданские служащие проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации
Получить дополнительное профобразование гражданские служащие могут в организациях, которые ведут образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, а также за границей. Об этом сказано в частях 6, 8 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Государственные требования к предоставлению образовательными организациями дополнительного профобразования утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362. В частности, количество человек в группе, нормативные сроки прохождения, вид документов, выдаваемых по окончании обучения, и т. д.
Формы обучения
В какой форме гражданские служащие могут проходить дополнительное профессиональное образование
Направить на получение дополнительного профессионального образования можно:
с отрывом от гражданской службы;
без отрыва.
Гражданские служащие, замещающие должность категории «руководители», могут получать дополнительное профобразование дистанционно.
Такой порядок установлен в части 9 статьи 62 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункте 8 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474, и разъяснен в письме Минтруда России от 31 июля 2013 г. № 18-3/10/2-4297.
Подробнее об этом см. таблицу.
Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю составляет:
при обучении с отрывом от гражданской службы – не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
при обучении без отрыва от гражданской службы – не менее 12 часов.
Это предусмотрено в пункте 3 Государственных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362.
Государственный заказ
Как организовать дополнительное профессиональное образование для гражданских служащих
Организация дополнительного профессионального образования для гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа (ст. 63 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474). Государственный заказ должен основываться на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.
Вопрос из практики: кто осуществляет полномочия федерального государственного органа по управлению государственной службой (в части формирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих)
Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на настоящий момент не создан. Его функции по формированию государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляют:
Администрация Президента РФ – при направлении гражданских служащих за пределы России;
Минтруд России.
Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 и пункте 1 постановления Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284.
Индивидуальный план профразвития
Какие данные содержит государственный заказ на дополнительное профессиональное образование для гражданских служащих
Индивидуальные планы разрабатываются на три года в соответствии с должностными регламентами совместно с непосредственным руководителем. В них указываются:
цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профобразования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
направления дополнительного профессионального образования;
ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.
Об этом сказано в пунктах 10 и 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.
На основе индивидуальных планов формируется программа по профессиональному развитию гражданских служащих государственного органа.
Заявка на обучение
Как сформировать заявку на обучение гражданского служащего
До 1 марта направьте в Минтруд России заявку на обучение федеральных государственных гражданских служащих на следующий год.
Заявку сформируйте на основе:
экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации федеральных гражданских служащих (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 января 2014 г. № 26);
прогнозируемой численности федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной госслужбы, видам, формам и срокам получения дополнительного профобразования в соответствии с программой по профессиональному развитию.
К заявке приложите пояснительную записку, в которой обоснуйте основные направления дополнительного профобразования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач государственного органа.
На основе полученных заявок Минтруд России сформирует государственный заказ на эти цели.
Утверждение госзаказа
Кто утверждает государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих
Государственный заказ на дополнительное профобразование утверждается Правительством РФ не позднее трех месяцев со дня вступления в силу закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Такой порядок установлен пунктами 13–16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.
Заключение государственного контракта
Как происходит размещение госзаказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих
Государственный орган определяет исполнителя услуг на профессиональную переподготовку, повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. По итогам закупок заключите государственный контракт по форме, установленной Правительством РФ. В настоящее время такая форма установлена распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1307-р. Также обратите внимание на то, что в контракте обязательно должно быть условие о порядке возмещения образовательной организации затрат на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) госслужащих. Об этом сказано в пункте 18 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.
Порядок финансирования
Какими нормативными документами утвержден порядок финансирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих
Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ регулируется законом (другим нормативным правовым актом) субъекта РФ. Этими же актами устанавливаются полномочия государственных органов субъекта РФ по размещению государственного заказа. Это следует из пункта 20 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474.
На время получения гражданским служащим дополнительного профессионального образования за ним сохраняются замещаемая должность и денежное содержание (п. 2 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474).
С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,
эксперт Системы Кадры