К заводам передом, к офисам спиной. Работа над имиджем: как повысить престиж рабочих и инженерных профессий Как повысить престиж рабочих профессий

В настоящий момент российский производственный сектор переживает не самые лучшие времена. Утверждение, что рабочие специальности - низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. В отрасли не хватает рук, молодежь калачом не заманишь на подобную работу. Почему сложилась такая ситуация? И как поднять престиж профессии?

Даешь молодежь?

На производственных предприятиях сейчас трудятся в основном специалисты предпенсионного возраста - те, которые получали соответствующее образование еще в Советском Союзе. Рекрутеры говорят, что привлечь молодежь на подобную работу - занятие не простое, а о работниках среднего возраста вообще говорить не приходится.

«Таких сотрудников просто нет. Например, токаря и фрезеровщика не получается найти уже довольно длительный промежуток времени. Если откликаются на вакансии соискатели данного профиля, то это в основном люди старше 40 лет», - рассказывает Татьяна Трофимова, менеджер по персоналу НПО «Унихимтек».

На первый взгляд, ничего страшного в этом нет. Зрелого и опытного работника не нужно адаптировать и вводить в профессию. С другой стороны, еще пара лет - и на предприятиях просто никого не останется: молодая смена уйдет трудоустраиваться в модные и высокооплачиваемые отрасли. Почему обстоятельства складываются таким образом?

Начнем с того, что в рабочих специальностях, как ни крути, романтики мало, а представители нового поколения явно не мечтают стать передовиками производства.

«Со стороны молодого специалиста аргументами не в пользу производственных специальностей могут выступать такие факторы, как относительно невысокая оплата труда, сменный график работы, ночные смены», - считает Наталья Бойцова, менеджер по персоналу компании PROPLEX.

Татьяна Трофимова говорит, что проблема связана также с существующей системой профессионально-технического образования: «Колледжи и вузы не набирают слушателей на курсы рабочих специальностей. И в течение уже нескольких лет выпускники не выходят на рынок. Например, в подольских училищах и техникумах уже более трех лет нет набора на такие специальности, как токарь, фрезеровщик, начались перебои с набором слесарей-наладчиков, ремонтников».

Александр Карпов, директор по персоналу LG Electronics RUS, связывает непрестижность профессии с состоянием российского производственного сектора в целом.

«Чтобы специальность "рабочий" рассматривалась как престижная, необходимо, чтобы интенсивно, опережающими темпами и стабильно, без резких взлетов и падений в сравнении с российской экономикой, развивалось отечественное промышленное производство. Будет развиваться производство - будут востребованы и престижны рабочие профессии», - добавляет эксперт.

Деньги - двигатель прогресса

Специалисты среднего возраста также не стремятся стать ключевым звеном производственного процесса. Вероятно, дело не столько в том, что профессия не считается модной, сколько в размере зарплаты. Есть мнение, что у рабочих она, мягко сказать, не очень высокая. Поэтому специалисты предпочитают устроиться, например менеджерами по продажам (работа, в большинстве своем не требующая опыта и особых знаний).

Действительно ли производственные профессии - низкооплачиваемые?

«Так и есть. На самом деле, поиск работы в коммерческой структуре обусловлен тем, что зарплата по рабочим специальностям значительно ниже, чем у тех же менеджеров по продажам», - говорит Татьяна Трофимова.

Наталья Бойцова отмечает, что многое зависит от квалификации: «На этапе введения в должность, пока работа новичка контролируется наставником, сотрудник, действительно, получает немного. Тем не менее, если мы говорим о долгосрочной перспективе, грамотный, квалифицированный специалист всегда будет "стоить" дорого».

«Сравнение уровня оплаты рабочих и, например, менеджеров по продажам - пока не в пользу рабочих. Во время кризисов "упало" наше производство и, как следствие, спрос на рабочих, что вызвало как минимум замораживание их заработных плат. Но это в относительно краткосрочной перспективе. Думаю, что спрос на квалифицированных рабочих и уровни их зарплат будут расти более быстрыми темпами, чем спрос на менеджеров по продажам и уровень оплаты их труда», - комментирует Александр Карпов.

Поднимаем престиж!

Вывод напрашивается следующий: обеспечить российской производственной сфере светлое будущее можно только одним способом - повысить привлекательность рабочих специальностей. Как это сделать? Своим мнением по данному вопросу поделились наши эксперты.

Наталья Бойцова считает, что нужен целый комплекс мер по привлечению молодежи: «Центры занятости, молодежные биржи труда, объявления о вакансиях не только в газетах, но и в вузах, техникумах, участие в ярмарках вакансий в учебных заведениях. Самое важное - убедить молодых специалистов, что большие быстрые деньги - не всегда разумный выбор. Ведь залог личной финансовой стабильности каждого - именно высокая квалификация, которую можно получить не только по окончании вуза, но также и работая на производстве».

Александр Карпов придерживается мнения, что нужно развивать отечественную промышленность, по сути проводить реиндустриализацию на новом инновационном уровне. Причем развивать нужно прежде всего такие высокотехнологичные, инновационные предприятия, которые обеспечивают производство востребованных современными людьми товаров с высокой добавленной стоимостью. И уже в дополнение к этому целенаправленно заниматься популяризацией рабочих профессий, начиная со школьной скамьи.

Престиж профессии выступает одним из основных социальных механизмов, регулирующих процесс профессионального самоопределения, и понимается как сравнительная оценка значимости и привлекательности различных профессий на основе определенных ценностей. Каждой социальной и социально-профессиональной группе присуща определенная шкала престижа, обусловленная различными системами ценностей. Поэтому профессии, привлекательные для одних социальных групп молодежи, могут не пользоваться престижем у других. Иерархия престижа в общественном сознании меняется во времени, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Престиж профессий, востребованных в данный момент времени на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе.

У различных социально-профессиональных групп имеется общий набор ценностей , но их функциональный вес разный. Поэтому молодежь оценивает выше престиж тех профессий, с которыми лучше знакома, но по одним и тем же критериям. Отчасти этим же объясняется завышенная оценка престижа своей собственной профессии.

Роль престижа профессии в регуляции процесса профессионального самоопределения молодежи заключается в том, что престиж определяет привлекательность профессий и их популярность среди молодежи и тем самым ориентирует молодежь на предпочтения одних профессий другим. Согласно американским социологам, престиж профессий отражает систему стратификации конкретного общества, стало быть, исследование престижа является одним из методов изучения социальной стратификации.

Помимо престижа профессии, престиж вуза также рассматривается как социальный механизм регуляции профессионального самоопределения молодежи со стороны социальных институтов профессии и образования.

В общественном сознании престиж профессии и вуза связан с возможностями трудоустройства, а также профессиональной карьеры. Нод профессиональной карьерой понимается успешное продвижение по ступеням профессиональной, социальной, должностной, имущественной и иной иерархии. Возможности карьеры определяют выбор перспективной профессии и престижного вуза, что обеспечивает регуляцию профессиональным самоопределением на личностном уровне.

На данный момент существует ситуация, которая заключается в противоречивости иерархии престижа. Растет престиж профессий, которым соответствует наиболее высокая оплата труда и широкие возможности сделать карьеру (юрист, менеджер) и отмечается падение престижа ряда профессий, требующих высокой квалификации и уровня образования (инженер, учитель). Данная иерархия престижа отражает кризисное переходное состояние общества – несоответствие между получаемым образованием, профессией и доходом как индикаторами социального статуса. В результате, ориентируясь на определенный социальный статус, молодежь, поступающая в вузы, имеет мало возможностей получить работу или доход, соответствующие профилю и уровню профессиональной подготовки. Нарушение связи между уровнем образования, сферой профессиональной занятости и оплатой труда специалиста формирует соответствующую шкалу престижа и тем самым не только ведет к вынужденному трудоустройству не по специальности, но и оказывает влияние на мотивацию выбора уровня образования, профессии и вуза.

Российскими социологами проводилось исследование образа профессии, который взаимосвязан с понятием престижа профессии. Образ профессии – субъективная картина мира, она отражает взаимодействие субъекта (профессионала) и его окружения, динамику формирования профессионализма и его изменение в зависимости от изменения социальной среды. Потенциальные специалисты делают выбор не профессии, а образа профессии, а точнее – образа специалиста определенной профессиональной группы. Они выбирают профессию не как функционал, как вид деятельности, а как группу принадлежности и, в целом, как будущий социальный статус, модель желаемого будущего. Будущая профессия воспринимается ими как инструмент формирования этого будущего.

Профессиональную принадлежность с учетом квалификационных, образовательных и иных характеристик можно рассматривать как показатель, характеризующий социальное положение человека в обществе, так как социальные группы нс могут существовать иначе, как через группы профессиональные. Понятие престижа профессии связано с понятием профессиональной карьеры. Оба этих термина выступают показателем и индикатором индивидуальных успехов с позиции изменения социального положения индивида.

Проблемы терминологии

Давая определение карьеры в "Словаре русского языка", С. И. Ожегов отмечает, что существует несколько значений этого слова. Первое – где под карьерой понимается род занятий. В другом значении карьера "путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение этого положения" .

Российскими учеными проводилось исследование, в ходе которого выяснилось, что отношение к престижу профессии среди студентов меняется на протяжении всего их обучения в вузе. При переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся в выборе своего будущего занятия мотивом призвания, и одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения с профессиональным жизненным миром на основе оценки престижности будущей работы, перспектив должностного роста, уровня оплаты труда.

Престиж профессии подвижен во времени: иерархия профессий в общественном сознании меняется, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Перемещения различных профессий по шкале общественного престижа во времени объясняются меняющимися потребностями рынка труда в специалистах определенного профиля и определенной квалификации.

Престиж профессии определяется и уровнем квалификации, временем, затраченным на профессиональную подготовку для овладения профессией. Следовательно, выбор профессии осуществляется уже с выбора системы подготовки, уровня профессионального образования. Так, высокий престиж профессий интеллектуального труда для определенных слоев молодежи ориентирует их на поступление в вузы.

Престиж профессий, пользующихся в данный момент спросом на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе; на данные специальности ориентируются наиболее подготовленные абитуриенты, способные выдержать конкурсные экзамены. Остальные вынуждены в своем выборе ориентироваться, скорее, не на престижность профессии, а на получение высшего образования вообще, таким образом заранее формируя ситуацию, когда последующие планы не связаны (или почти не связаны) с трудоустройством и карьерой по получаемой в вузе специальности. Следовательно, социальная ориентация в данном случае полностью вытесняет профессиональную.

Итак, престиж профессии и вуза в общественном сознании связан с возможностями профессионального роста, профессиональной карьеры, что на личностном уровне регулирует процесс профессионального самоопределения.

Интервью студентов различных вузов города Санкт-Петербурга. Структура выборки включила в себя студентов различных факультетов, получающих абсолютно разные специальности. Цель данного исследования – сбор и анализ данных, позволяющих определить факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение студенческой молодежи.

Проанализировав данные анкеты, можно сделать следующие выводы. Сегодня почти все студенты – это работающие студенты. Род их деятельности влияет на ценностное сознание студентов. Студенты, не имеющие никакого практического опыта, в меньшей степени ориентированы на карьеру и профессиональный рост. Ценности образованности и профессионализма более значимы для тех студентов, у которых работа связана с профилем получаемой специальности. Если студент планирует работать по специальности, то она становится для него актуальной ценностью. В противном случае превалируют ценности материальные. Специфика профессионального самоопределения на этапе студенчества заключается в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остается незавершенным, может быть переосмыслен с учетом нового опыта и пересмотрен. Во многом это зависит от удовлетворенности уже осуществленным выбором вуза и специальности, поскольку мотивация выбора будущего места работы и профессиональные планы во многом зависят от этого. Довольна выбором вуза и профессии половина опрошенных. Высокая удовлетворенность выбором профессии и вуза наблюдается у экономистов, архитекторов, юристов. Во многом это связано с престижем и высокой оплатой труда в данных профессиях. Удовлетворенные своим выбором студенты чаще планируют работать по специальности. Среди мотивирующих ценностей преобладает интересный характер работы, статусная мотивация – ценят престиж профессии. Для почти всех опрошенных характерна черта доминирования мотива высоких заработков в будущей или настоящей работе. Также можно отметить некий эгоцентризм в процессе профессиональной ориентации: профессия нужна для того, чтобы реализовать свой потенциал, сделать карьеру, иметь хороший доход. Студенты стремятся получить выгоду для себя, а не отдавать людям, обществу, государству.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1982. С. 239.

​Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», Сергиев-Посад, Московская область:
Дайте возможность ощутить себя героями

Престиж профессии учителя я ощущаю один раз в году. На конкурсе «Учитель года России». Когда учитель оказывается в центре внимания именно как уникальная личность, когда труд и особенности этой личности серьезно обсуждаются, когда складывается вокруг учителя пространство общения. И потому у меня уже есть «зависимость»: попаду ли в этом году в состав жюри конкурса, именно чтобы подпитаться ощущением значимости педагогической профессии?
К сожалению, в повседневной учительской жизни такое ощущение возникает не всегда. Нет, конечно, ничто не заменит уважения и веры в тебя твоих собственных учеников. Это самое главное, и это, я уверен, было и будет существовать. Но, как мне представляется, вопрос о престиже все же вопрос о более широком контексте восприятия учительской профессии в обществе.
Не буду писать о зарплате. Здесь все понятно, и высказывания премьера лишний раз комментировать не хочется. Напишу лучше об истории, произошедшей в регионе Х, которой я был свидетелем.
Форум для педагогов с участием министра образования этого региона проходит в педагогическом колледже. В зале - учителя и студенты этого колледжа. Министр задерживается. Все сидят и ждут, не начиная форум, пока министр не появится в зале. Проходит 40 минут. По залу гул: машина министра въехала на территорию колледжа. На протяжении следующего часа информация обновляется: министр осматривает территорию колледжа, министр дает интервью местным СМИ, министр обедает. Министр знает, что вот уже полтора часа в зале сидят несколько сотен человек и ждут. Но никуда не торопится. Спустя без малого 2 часа от назначенного времени министр с улыбкой поднимается на сцену и говорит о том, как ценны и значимы учителя.
Я не верю этому министру. Не верю хотя бы потому, что за полчаса до этого слышал, как со слезами на глазах одна из студенток колледжа, будущий учитель, просила отпустить ее - по расписанию занятия закончились, у нее курсы в автошколе, а дома ждет мама, - в чем ей было категорически отказано: пока министр не появится, все будем сидеть. Министр в это время, как мы помним, обедает...
Причина непрестижности профессии в нас же самих. Что все знают: учителя приедут куда нужно, скажут что нужно, поддержат что нужно. И отношение в обществе к учителю вполне соразмерно - это отношение к зависимому человеку. А дальше может быть много слов. Правильных и красивых. Но считываются не слова, а как раз то, что за словами. Так и ученики в школе - то, как учитель живет сам, всегда будет считано ими и будет для них важнее того, что он им говорит.
Чтобы поменять ситуацию с престижем профессии, мне кажется, нужно взять пример с «Учителя года». Выходит на сцену учитель, и только он решает, что и как он сейчас сделает. На нем огромная ответственность, и он осознает это. Но только он удерживает сейчас в своей руке время и мысль. И эта сила, эта ответственность, эта свобода вызывают уважение к нему - уважение к личности. Генерировать такие ситуации для учителя - ситуации решения, выбора, риска, веры - и значит повышать престиж его профессии. Прежде всего в его собственных глазах.
Профессия ведь в самом деле героическая. Только дайте учителям возможность себя этими героями ощутить.

Мария АХАПКИНА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель английского языка гимназии «Пущино», Московская область:
Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Статус учителя. В последнее время о нем много говорят, пишут, дискутируют. Главным образом о том, что статус педагога нужно повышать, что необходимо создавать все условия, чтобы в профессию приходили молодые и талантливые, ищущие и неравнодушные, чтобы на вопрос «Кем вы работаете?» можно было с гордостью ответить: «Я учитель!». От чего же зависит этот самый статус? И почему именно в последние годы он так пошатнулся?
Я как учитель не люблю обсуждать эту тему, потому как ответы на эти вопросы мне кажутся очевидными и даже банальными. Объясню почему. Давайте обратимся к двум специфичным признакам, по которым определяется социальный статус любой профессии: экономический и профессиональный признаки. Итак, экономический признак - заработная плата учителя. И тут же мне возразят: «Плохому учителю сколько ни плати, он все равно не станет лучше!», «Все учителя сводят вопрос статуса к зарплате!», еще можно предложить учителю быть расторопным и «искать себе дополнительные источники финансового благополучия, заниматься бизнесом, например». Уровень благополучия учителя действительно вырос за последние годы, но... молодые педагоги по-прежнему имеют достаточно низкую зарплату в первые 3 года работы (спасают только подъемные выплаты), а затем, когда они станут опытными педагогами с высшей категорией, им придется забыть о себе, о своей личной жизни и «пахать» по 14 часов в сутки, дабы заработать премиальные и стимулирующие выплаты и получать достойную зарплату. Вот почему многие талантливые и умные ребята не выбирают профессию учителя при поступлении в вузы, и это уже ответ на вопрос о профессиональном признаке термина «статус». Конечно, мы работаем не ради денег, славы или награды, но...
Зачастую, да простят меня многие мои коллеги, в школу приходят учителя, которые относятся к этой профессии как к обычной работе, такие урокодатели, они не горят своим делом, они равнодушны к ребятам, они просто готовят их к ЕГЭ и на этом считают свою миссию выполненной. Соответственно отношение к ним родителей и учеников весьма нелестно.
К сожалению, и СМИ не способствуют поддержанию уважительного отношения к учителям. Вспомните, когда вы в последний раз видели передачу об учителе, беззаветно любящем свое дело? Скорее вы увидите скандальные истории о жестоких и несправедливых учителях, услышите много раз слово «училка». Фильмы о школе и педагогах показывают образовательные учреждения чаще с негативной точки зрения. Конечно, есть проблемы, и их надо обсуждать, но давайте показывать сюжеты и о хороших учителях, тех, кто работает и днем и ночью и бескорыстно любит свою профессию. Почему бы не снять биографический фильм об одном из победителей конкурса «Учитель года России» или о яркой личности в педагогике? В американском кинематографе есть примеры таких байопиков, например, «Писатели свободы».
Но сколько ни снимай передач или фильмов, сколько ни повышай зарплату, все же статус учителя зависит в большей степени от самого учителя! Мне больше импонирует слово «авторитет». Он зарабатывается реальными делами и поступками, неравнодушным отношением к своим ученикам и их жизненным ситуациям, желанием творить и придумывать разные формы работы, не стоять на месте, постоянно самосовершенствоваться и верить в лучшее! Есть только одно пожелание. Уважаемые чиновники! Не дайте утонуть учителям в безбрежном море ненужной документации! Дайте возможность творить! Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель истории и обществознания гимназии №1, Самара:
До цели далеко

Тема о том, как важно повышение престижа учительской профессии, возникает в дискуссиях различного уровня достаточно часто. А накануне нового учебного года практически обязательно. Обычно под этим подразумевается достижение былого престижа нашей профессии в советские годы, пошатнувшегося в 90-е годы и до сих пор не в полной мере восстановленного.
Престиж - это уважение к социальному статусу со стороны общества. Но не только общества - и государства также. Причем эти явления взаимосвязаны: отношение со стороны общества и со стороны государства.
Что мы имеем на данный момент? Ситуация, как обычно, противоречива. Конечно, до достижения цели по повышению престижа учительской профессии достаточно далеко, причем иногда кажется, что, как в старом анекдоте, «теперь точно далеко». Во-первых, проблема достойной учительской зарплаты не решена. Во-вторых, к мнению учительской общественности далеко не всегда прислушиваются при проведении реформ в системе образования. В-третьих, следует констатировать значительно возросшее недоверие к учителю как со стороны родителей, так и со стороны администрации школ. Вспоминается известная карикатура, на которой противопоставляются ситуации 1969 года и нынешняя: в 1969 году родители требовали объяснения плохих отметок от ребенка, сегодня - уже от учителя. Отсюда скрытые записи видео на уроках, отсюда жалобы в надзорные инстанции, из-за чего администрации школ стараются обезопасить себя от этих лишних проблем и давят на учителей. Не кривя душой, иногда и сами учителя делают такое, что уж никак не способствует повышению престижа профессии.
Во всех школах и у всех учителей так? Конечно, нет. Поэтому, с другой стороны, как у нас обычно и бывает, на нормальных и добрых людях все держится. На тех родителях, которые уважают учителей и прививают это уважение своим детям. Не могу забыть ситуацию, когда прошлым летом в очереди в поликлинике женщина с девочкой лет четырех вдруг обратилась ко мне: «Здравствуйте! Я вас знаю, вы учитель из первой гимназии. У меня там старшая дочка». И уступила мне с 5-месячной дочкой на руках место. Все держится также на директорах школ, которые создают дружелюбную атмосферу в школе, поощряют проявления творчества и свободы учителей. На тех, кто в управлении образованием борется с мешающей учителю рутиной, приглашает учителей к обсуждению образовательных реформ, поощряет учительские конкурсы, делая профессию действительно уважаемой. И, конечно, на тех авторитетных учителях, которых просто нельзя не уважать.
Итак, противоречие я обозначил. А в какую сторону изменится ситуация, зависит от нашего общества, от каждого из нас.

На протяжении последних нескольких лет в правительственных кабинетах активно обсуждается вопрос кадрового голода среди рабочего персонала. Мол, стране не хватает квалифицированных рабочих – все хотят быть гуманитариями и сидеть в кабинетах. Однако имеются и позитивные сигналы. Так, в РФ увеличивается число желающих обрести рабочие специальности, занимая место в среднем звене профессионального образования. Анализ вступительной кампании на будущий учебный год позволяет делать вывод о том, что практически 60% бывших девятиклассников решили получать среднее профессиональное образование.

Новости для страны действительно хорошие: Россия получит больше сварщиков, пекарей, механиков и представителей других дефицитных сегодня профессий. Как уверяют чиновники, именно этого сейчас требует отечественная экономика, поскольку в будущие годы нас ждет демографическая яма: экономические показатели должны будут расти, но работать в стране скоро станет попросту некому. Но в этом контексте мало просто выучить заинтересованную молодежь – далеко не факт, что те, кто окончат училища и техникумы, останутся работать по профессии.

Повар, сварщик, тракторист

Чиновники из Минобразования ликуют: в России с каждым годом увеличивается численность молодых людей, выбирающих среднее специальное образование. Как сообщает «RT» со ссылкой на ведомство, в предстоящем учебном году количество первокурсников в училища, техникумы и колледжи достигнет 976 тыс. человек. Это на 42 тыс. Больше, чем в прошлом году и на 66 тыс. больше, чем в 2015-м. Вызван такой прирост, однако, не только повышением популярности рабочих профессий. Как подчеркнули в Министерстве образования, в ближайшие годы в стране увеличивается количество 15-летних россиян, а это, следственно, повлияет и на количество абитуриентов, поступающих в учебные заведения среднего звена.

По результатам прошлого года, самыми популярными направлениями средне-специального образования стала сварка, направление автомехаников, кондитерское направление, парикмахерское и сельскохозяйственное направления, строительство, отделка и металлообработка. При этом меньше всего молодежь хочет работать крановщиками, слесарями и портными. Кстати, за весь 2016/17 учебный год обучение в профильных заведениях проходили 2,85 млн студентов, что на 120 тыс. больше, чем в позапрошлом учебном году. Рост популярности рабочих специальностей подтверждают и в самих учебных заведениях, а в колледжах и техникумах даже вырос конкурс – до 3-5 человек на место, в зависимости от специальности.

По мнению многих аналитиков, такая ситуация – весьма закономерный результат, прогнозируемый еще десятилетие назад. В 90-х молодежь, а особенно ее родители, начали откровенную гонку за «корочкой» – престижной «бумажкой», якобы подтверждающей образованность чада. Задумываться о будущем месте работы новоиспеченных экономистов, менеджеров и юристов никто не спешил. Благо, активное развитие сферы услуг и связанное с этим открытие новых рабочих мест позволило не остаться им без работы. Но работу по специальности смогли найти далеко не все: специалисты с высшими образованием пополнили ряды официантов, кассиров фастфудов и работников супермаркетов.

Сегодня же сфера услуг и производство идут по новому витку развития, поэтому потребность в квалифицированных кадрах продолжает расти. Работа в этих сферах обретает все больше престижа, в связи с чем возрастающие потребности конвертируются в интерес к рабочим профессиям со стороны молодежи. Впрочем, «вектор» только начинает меняться – массовые гуманитарные направления по-прежнему вызывают у абитуриентов больше интереса, чем технические, конкурс на них традиционно выше. Но эксперты уверены, что начало таки положено и интересы молодых людей в вопросах профориентации в будущие годы все больше будут меняться в сторону технического и рабочего направления.

Недостаточно популяризации

О том, что повышение численности молодежи, владеющей профессиями рабочих направлений – это острая необходимость национальной экономики, говорят и в Центробанке. Как пишут «Известия», ссылаясь на Банк России, это особенно важно, когда страна находится под давлением санкций и необходимостью импортозамещения. По мнению чиновников ЦБ, острый кадровый голод имеется не только в медицине и образовании, но и в технической сфере – высококвалифицированных рабочих не хватает практически на всех промышленных предприятиях . Все это находит отражение на экономической ситуации. Во-первых, это приводит к необходимости искусственного повышения зарплат, опережающих темпы повышения производительности труда, пусть это и оправдано в отношении рабочих профессий. Во-вторых, из-за невозможности привлечь нужные кадры в необходимом объеме, повысить эту самую производительность попросту не представляется возможным.

Но даже в таких условиях «перестройка» сознания молодежи с выбора «модных» на выбор «нужных» профессий идет слишком уж медленными темпами. В качестве главного тормоза, по мнению экспертов, выступает слабая государственная политика относительно повышения популярности рабочих профессий. Дело в том, что изменение общественного представления о будущей работе по профессии и так весьма сложный процесс, а при отсутствии какого-либо государственного вмешательства сделать это и вообще нереально. Хотя, сдвиги есть и в этом вопросе.

Например, в Свердловской области на протяжении последних 6 лет реализуется региональный проект «Славим человека труда!». Как пишет «Взгляд», в рамках данной программы ежегодно проводятся различные конкурсы мастеров и выставки рабочих, проводится ранняя профориентационная работа среди младших школьников и даже дошкольников и т.д. Проводимые мероприятия позволяют повысить популярность прежде всего тех профессий, которые востребованы в регионе. Важным аспектом реализуемых программ является то, что в них принимают участие не только уже состоявшиеся представители профессий, но и студенты, имеющие возможность отточить мастерство.

Растет и зарплата

Но потребности страны и экономические вызовы, это, безусловно, хорошо и действенно. Однако, главным стимулом при выборе профессии молодыми людьми, в первую очередь, выступает финансовый аспект – их будущая зарплата. Сдвиги, как бы ни было странно, есть и в этом вопросе. Как пишет «Российская газета», высококвалифицированные мастера сегодня часто получают зарплату на порядок выше, чем офисные работники среднего звена. Например, по данным рекрутинговых порталов, разбег зарплат в рабочих профессиях, в зависимости от квалификации составляет 15-120 тыс. рублей . Среди тех, кто может претендовать на зарплаты, превышающие 100 тыс. рублей, фигурируют вакансии для сварщиков, водителей крупной строительной техники, машинисты, операторы фрезерных станков, промышленные альпинисты и специалисты по высотным работам. Встречается множество вакансий с зарплатами в 60-80 тыс. рублей. Даже некоторым грузчикам, готовым к серьезным физическим нагрузкам, обещают по 50-55 тыс. рублей.

В большинстве регионов, вилка зарплат на порядок ниже, хотя есть и исключения. Например, Дальний Восток или Сибирь, где реализуются федеральные промышленные проекты. Там, правда, присутствует вахтовая специфика – на работе приходится проводить по 2-3 месяца. На такую работу даже высокой зарплатой специалистов заманить трудно – трудовая культура и низкая трудовая мобильность населения дают о себе знать. Как итог – огромный спрос на высококвалифицированных рабочих в регионах и острый дефицит их на рынке в тех местах, где они действительно востребованы.

Нельзя сказать, что не хватает просто рабочих – нехватка по большей части ощущается в отношении персонала, обладающего навыками работы на продвинутом оборудовании с программным обеспечением. Работе на нем в российских училищах и техникумах не учат – все это дело практики. В контексте этого все больше остроты обретает вопрос изменением программ обучения – студенты должны учиться работать на современном оборудовании, а не на старых советских станках, которые трудно встретить на крупных промышленных предприятиях . Это особенно важно, поскольку Россию неминуемо ждет промышленная модернизация – без нее отечественная экономика попросту «ляжет».

Августовская конференция педагогических работников

«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»

«Учитель живёт до тех пор,

пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Престиж - мног o стороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;

-это функциональная важность профессии;

- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;

- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.

Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов

В среде обучающихся – свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей , определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.

Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество образования - это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:

    носительзнаний

    передачазнаний

    получательзнаний

    восприимчивостьметодикпередачизнаний

    фундаментальностьзнаний

    востребованностьполученныхзнаний

    получениеновыхзнаний.

Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии - это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

    высокий уровень основного педагогического образования;

    повышениепрестижаучительскойпрофессии;

    мотивация учителей к продолжению образования;

    обмен информацией и опытом среди учителей;

Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.

Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.

Учитель должен быть талантливым

Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Учитель должен иметь духовное здоровье

Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.

Учитель должен быть всегда молодым

Что же это такое молодость для учителя?

Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость, а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.

Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.

Учитель должен быть мудрым и сильным

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.

Надо жить с верой в лучшее

Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.

Трудись творчески, а иначе зачем?

В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Имей активную жизненную позицию

Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.

Квалификация - это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке - образование-квалификация - образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование - выше квалификация и наоборот.

В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.

В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.

Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» - 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах , в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.

Уважаемые, коллеги!

Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!

Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево

МаксимоваЛюбовьМихайловна